Всероссийский музей А. С. Пушкина | Выставка «Новые поступления»
Главная » Выставки » Архив выставок

Выставка «Новые поступления»

5 августа 2021 — 31 декабря 2022


Восточный корпус Музея-усадьбы Г. Р. Державина, 3 этаж

Выставка знакомит с произведениями русского, западноевропейского и восточного искусства XVII–XIX веков, поступившими в музей в 2019 году из частного собрания. Экспозиция занимает три выставочных зала, в которых расположены произведения живописи и оригинальной графики, живописная миниатюра, скульптура, мелкая пластика, предметы декоративно-прикладного искусства, мебели.

Самой ценной частью живописной коллекции можно считать русские портреты, которые по времени исполнения и изображенным персонажам близки тематике экспозиций Всероссийского музея А. С. Пушкина. Это портреты П. А. Зубова, великого князя Александра Павловича в детстве, сенатора и министра финансов при Александре I А. И. Васильева. Значимым приобретением для музея является портрет Павла Христиановича Безака (1769–1831) — отца выпускника 2-го курса Императорского Царскосельского лицея К. П. Безака.

Среди живописных полотен есть несколько замечательных работ западноевропейских художников XVII–XVIII веков: голландца Ф. Ваувермана, англичанина Д. Стаббса, представителя венецианской школы Д. Бассано. Несомненный интерес представляет портрет принца Конти (Луи Армана II де Бурбон-Конти, 1695–1727), в настоящее время определяемого как работа неизвестного художника, но есть основания предполагать, что его создатель — Николя Ларжильер (1656–1746), произведения которого хранятся в Лувре.

В экспозиции находятся девять оригинальных графических работ и 45 миниатюр. Один из самых известных акварелистов пушкинской эпохи — Петр Федорович Соколов (1791–1848) представлен портретом неизвестной девушки, исполненным в 1826 году. Два женских портрета, также пополнивших фонд оригинальной графики, созданы в 1860-е годы. На одном мы видим княгиню Елену Павловну Кочубей, урожденную Бибикову, падчерицу А. Х. Бенкендорфа (1812–1888), некогда светскую знакомую Пушкина. Ее изображение восходит к живописному оригиналу Франца Винтерхальтера (1806–1873), модного в Европе светского портретиста. Отметим два европейских пейзажа: раннюю сепию Г. Г. Гагарина (1810–1893) с жанровой сценой «На мосту» и акварель Г. Уолкера «Ворота Справедливости в Альгамбре». Впервые в фонде графики появились подписные акварельные портреты работы Карла Саара (1797–1853), воспитанника Венской Академии художеств, и Льва Бакста (1866–1924).

В уникальном собрании миниатюр обращают на себя внимание портреты, авторами которых являются знаменитые мастера этого жанра Доменико Босси, Август Ритт, П. Э. Рокштуль. Коллекция музея пополнилась портретами царственных особ (Петра I, Александра I, короля Бельгии Леопольда I), исторических личностей (графа А. Г. Орлова-Чесменского, графа П. А. Зубова, князя А. Б. Куракина) – современников Державина и Пушкина. Особо выделим два миниатюрных портрета графини Софьи Владимировны Строгановой (1775–1845) и портрет ее родной тетки Дарьи Петровны Салтыковой, урожденной Чернышевой (миниатюра поступила как «Портрет статс-дамы в белом чепце» и была атрибутирована по аналогии с портретом из собрания Государственного исторического музея). Значительная часть миниатюр является портретами неизвестных лиц и работами неизвестных авторов, работавших в конце XVIII — первой половине XIX века. На выставке представлены 22 миниатюры в золотом и серебряном обрамлении. Среди них особо следует отметить портреты царя Петра Алексеевича, «бриллиантового» князя А. Б. Куракина, известного красавца В. А. Зубова — адресата двух стихотворений Г. Р. Державина. Возможно, изображение Петра I, созданное на фарфоре, — «жалованный портрет работы Овсова», одного из первых русских эмальеров. Портрет князя Куракина, восходящий к оригиналу Жана Батиста Реньо (1754–1829) и известный в нескольких миниатюрных вариантах, отличается тонким мастерством. Портрет П. А. Зубова в круглой рамке вложен в кожаный футляр с бархатной отделкой, оборот самой миниатюры обтянут истлевшим черным шелком с остатками текста (фразы на французском языке) золотыми буквами. Из числа портретов неизвестных выделим два эгломизе, приписываемые И.-Ф. Антингу (1753–1805) и датированные 1795 годом, и семейный портрет на фоне пейзажа, исполненный в 1817 году в Казани известным художником Львом Крюковым (1783–1843). Экспонаты выставки дарят возможность познакомиться с искусством миниатюры и продолжить иконографические исследования.

Скульптурная часть коллекции — 25 единиц хранения — представляет несомненный художественный интерес и свидетельствует о широком культурном кругозоре и вкусе ее собирателей. Разнообразная по материалам: плакеты с резьбой по слоновой кости, камеи из керамики и поделочного камня, рельефы, статуэтки и жанровые композиции из бронзы, представленные школами от эпохи неоклассицизма до модерна, обогащают представление об изобразительном искусстве Италии, Франции, России этих эпох.

Значительная часть произведений создана на мифологические и исторические сюжеты. Навеянные итальянскими мотивами, она возвращают к вечным идеалам античности – излюбленной теме мастеров эпохи барокко и неоклассицизма. Среди них — барельеф «Венера и Амур с амфорой» из коллекции графов Строгановых, композиция «Персей на пиру», в которой четко выведено несколько планов построения рельефа, двухфигурная композиция «Мелеагр и Аталанта», герои которой присутствуют в работах Рубенса, Пуссена, в опере Генделя, проникнутая чувственностью «Вакхическая сцена» («Вакх и Ариадна»?). Двухфигурная композиция «Женщина и ребенок — сатиры» французского скульптора Мишеля Клода Франсуа Клодиона (1738–1814) — работа мастера, обучавшегося в Италии, представителя камерного, лирического течения французского неоклассицизма. Екатерина II приобрела несколько работ Клодиона, ему она до приезда в Петербург Фальконе предлагала стать автором памятника Петру I. Скульптура «Помона» выполнена французским мастером Антуаном Куазево (1640–1720), которого называли скульптором «большого стиля Людовика XIV». Он был автором декоративных ваз для Версальского парка, статуи Людовика XIV для собора Парижской Богоматери.

Художественные изделия из керамики, сделанные на фабрике выдающегося английского мастера — керамиста, технолога и предпринимателя Дж. Веджвуда (1730–1795), демонстрируют фирменный английский стиль. На выставке представлены портретные камеи Рафаэля, Карраччи, императора Максимина. Такие изделия, как «Танцовщица» (белый рельеф на голубом фоне), применялись в качестве декоративных вставок в оформлении интерьеров и мебели. Ценны резные по слоновой кости портреты исторических личностей — Екатерины II, Павла I, Тадеуша Костюшко. Их отличает сочетание белизны кости с чуть кремовым оттенком, дающим ощущение теплоты тона. Очень интересны по пластике две работы в металле: «Обнаженная» французского скульптора А. Фальгьера (1831–1900) — представителя салонно-академического направления, и отлив из бронзы «Маршал Ней» неизвестного скульптора, выполненный в конце XIX века.

В собрании предметов декоративно-прикладного искусства находятся разнообразные произведения: шкафы, украшенные маркетри и инкрустацией, коллекции часов, печатей, английского серебра и керамики, изделий тульских мастеров, предметы из камня различного назначения (нэцкэ, сосуды для нюхательной соли и опиума и т. д.).

Коллекция часов в основном состоит из произведений английских мастеров, которые были лидерами в изготовлении сложных механизмов, поражавших своей изысканностью. На карманных часах стоят имена мастеров XVIII века — Eardley Norton, MarkwickMarkham, на часах в деревянном корпусе — Honard и Eardley Norton. Франция конкурировала с Англией, пытаясь перехватить лидерство в часовом деле. Экземпляр часов, на механизме которого стоит тонкая гравировка с именем JulienLeRoy, представляет собой коллекционную редкость. Часы этого придворного мастера французского короля Луи XV представлены в собраниях Лувра, музея Гетти (США), Государственного Эрмитажа и Музея Виктории и Альберта в Лондоне. Придворный мастер Наполеона, крупнейший французский бронзовщик эпохи классицизма Пьер Томир, создал очень популярные в свое время часы «Аполлон в колеснице». Вариант этой композиции представлен на выставке.

Заслуживает внимания коллекция английского серебра и фарфора. Серебряная чайница, предметы сервировки, на которых четко читаются клейма XVI–XVIII веков. Среди этих вещей особенно выразителен предмет с фигурой Панча — персонажа английского народного театра кукол. Ряд памятников тончайшей керамики конца XVIII века фирмы Веджвуд представлен в разнообразных цветовых решениях из яшмовой и черной базальтовой массы. Образец западноевропейского фарфора — ваза с портретом генерала М. И. Платова. На портрете, восходящем к живописному оригиналу Я. Ромбаура, он изображен с красной орденской лентой ордена св. Александра Невского. В известном рассказе Н. Лескова «Левша» воплощен образ Платова, который убедил Александра I в том, что русские мастера не хуже английских. Это доказывает и подбор предметов тульского производства — подсвечники, швейки, печатки. Особенно славились своим ремеслом тульские оружейники, не случайно вооружение русской армии заказывалось на этом заводе. На экземпляре кремневого кавалерийского пистолета на замочной доске стоит клеймо Тульского оружейного завода и год выпуска — 1813-й. В настоящее время в музеях и частных коллекциях не часто можно увидеть пистолеты, выпущенные во время Отечественной войны 1812 года.

Коллекция печатей (107 предметов) открывает простор для исследований в области геральдики, для этих предметов характерны высокий художественный уровень исполнения и разнообразие материалов. Это настольные печати из хрусталя с тончайшей огранкой, из дымчатого кварца, агата, яшмы, мориона; печати в виде подвесок и перстней с вставками из сердолика и яшмы. Печати китайских камнерезов, флаконы для соли и опиума, представленные на выставке, дают представление об искусстве Востока.

Переданная во Всероссийский музей А. С. Пушкина коллекция поражает как высочайшим уровнем произведений искусства, так и их количеством (324 единиц хранения). Это единовременное поступление от одного владельца сопоставимо с ценными коллекциями, пришедшими ранее в музей от собирателей А. Ф. Отто-Онегина, С. Л. Маркова, В. А. Крылова.

Вход на выставку:
по единому билету Музея-усадьбы Г.Р. Державина
по билету на выставку 
по бесплатному билету — для льготных категорий граждан