И. Е. Репин «Пушкин на экзамене в Царском Селе 8 января 1815г»
![]() |
И. Е. Репин«Пушкин на экзамене в Царском Селе8 января 1815г» 1911 г. Холст, масло, 127х201 Надпись: Слева над плечом в центре внизу «1911г./ Ил.Ръпинъ» |
Эту работу художнику заказал Императорский Александровский (бывший Царскосельский) Лицей к своему столетнему юбилею. Картина хранилась в Музее Александровского лицея, откуда поступила в Пушкинский дом, а затем – во Всероссийский музей А. С.Пушкина.
Работу над картиной Репин начал в день получения заказа. Художник был снабжен необходимыми материалами: портретами лиц, присутствовавших на экзамене, описанием их форменных одежд и регалий, чертежами мебели, планом и размерами актового зала. Художник не раз приезжал в Лицей, наставники и питомцы которого помогали художнику представить, как проходил экзамен, на котором юный поэт читал свои строки Г. Р. Державину. На литературной экспозиции в Музее-усадьбе Г.Р. Державина представлен этюд картины И.Е. Репина. Фотография, запечатлевшая инсценировку экзамена, вместе с самой завершенной картиной в настоящее время экспонируются на выставке «Живем мы памятью Лицея» в Мемориальном музее-Лицее в Царском Селе. Сочиняя композицию, Репин также пользовался воспоминаниями самого Пушкина и его однокашника И. Пущина. Перед ним стояла задача запечатлеть одним из самых знаменательных моментов в жизни Пушкина – первое публичное признание поэта и он блестяще справился с задачей: картина получилась праздничной, яркой, полной света и воздуха.
Репин работал над образом Пушкина много лет, создав около сотни портретов. По воспоминаниям К. Чуковского, только в этой картине он «переменил такое множество лиц, постоянно варьируя их, что их вполне хватило бы, чтобы заселить целый город». Сам же художник отмечал, что: «Лицо и вся фигура мальчика Пушкина на моей картине составляет радость моей жизни. Никогда еще мне не удавалось ни одно лицо так живо, сильно и с таким несомненным сходством, как это – героя – ребенка».
Для образа Државина художник изучил Я. Грота «Жизнь Державина», обширные «Записки» поэта и многотомное собрание его сочинений. К.И.Чуковский так вспоминает это время: «Приходя по воскресеньям ко мне, он просил читать ему Державина и готов был часами слушать и "Фелицу", и "Водопад", и "На взятие Измаила", и "Цирцею", и "Деву за арфою", и оду "Бог", и многое другое. В ту пору у него в Пенатах стали часто бывать пушкинисты, особенно Семен Афанасьевич Венгеров и Николай Осипович Лернер, снабжавшие его грудами книг, и он по прошествии нескольких месяцев приобрел такую эрудицию во всем, что относится к лицейскому периоду биографии Пушкина, что, слушая его беседы с учеными, можно было счесть и его пушкинистом».