Заветная страна неисчерпаемой поэзии и смелых мечтаний
«Дайте Кавказу мир и не ищите земного рая на Евфрате… Он здесь!» — так писал Александр Бестужев-Марлинский в первой половине XIX века в одном из своих сочинений. Благодаря развивающимся политическим и культурным связям России и Кавказа, рассказам и зарисовкам побывавших там военных и путешественников, этот регион вызывал глубокий интерес, казался «заветной страной не только широкой, раздольной воли, но и неисчерпаемой поэзии, страной кипучей жизни и смелых мечтаний».
К концу 1840-х гг. завеса таинственности над этим краем стала постепенно приподниматься: начали публиковаться различные воспоминания и личные наблюдения о кавказском быте, а также этнографические очерки. В 1845 г. выходит «Кавказский календарь», год спустя — газета «Кавказ» с множеством ценных статей и заметок о народах этого региона.
В 1847 г. появился альбом «Живописный Кавказ» русского художника князя Григория Гагарина, который стал своего рода графической энциклопедией видов, национальных типов и архитектурных памятников местности.
В ХХ веке лучшие фотографы своего времени уже с помощью новых средств выражения отдавали дань красоте кавказских пейзажей. Приверженцы сложившегося в конце XIX – начале XX столетия течения пикториализма стремились приблизить фотографию к живописному полотну. За счет использования специальных негативов и сложной техники печати изображения приобретали необыкновенную глубину и плавные световые переходы. Одним из ярких представителей этого направления был Петр Клепиков (1884-1960 гг.). Он стал заниматься художественной фотографией после революции. Его архитектурные пейзажи, которые отличались монументальностью и драматизмом, глубиной и проработкой незначительных на первый взгляд деталей, получали дипломы и золотые медали международных фотовыставок. После экспедиции в Крым Клепиков в соавторстве с другим видным мастером-пикториалистом Юрием Ереминым выступил на заседании Русского фотографического общества с докладом «Крым в советской фотографии».
Представленные в этой виртуальной галерее работы из обширного собрания Всероссийского музея А.С. Пушкина демонстрируют не стихающий со временем интерес к древним памятникам и величественным кавказским пейзажам.