Всероссийский музей А. С. Пушкина | 23 апреля (11 апреля по ст. ст., суббота)
Главная » Программы » Последний год жизни Пушкина » Апрель 1836

23 апреля (11 апреля по ст. ст., суббота)


Пушкин приезжает в Михайловское, сопровождая тело покойной матери к месту погребения. Это был последний приезд поэта в родовое имение.

В Литературно-монографической экспозиции «А. С. Пушкин. Жизнь и творчество» представлена жалованная грамота императрицы Елизаветы Петровны Абраму Петровичу Ганнибалу на потомственное владение землями «Михайловской губы», датированная 12 января 1742 года. К матери поэта Н. О. Пушкиной село Михайловское Псковской губернии перешло в 1818 году после смерти ее отца О. А. Ганнибала.

С псковским имением связаны многие годы творческой жизни поэта.

…Вот уголок,
Где для меня безмолвно протекали
Часы печальных дум иль снов отрадных,
Часы трудов свободно-вдохновенных (1835).

В экспозиции Мемориального музея-квартиры А. С. Пушкина находится единственное сохранившееся цветное изображение усадьбы 30-х годов XIX века — литография П. А. Александрова по рисунку псковского землемера И. С. Иванова. Интерес представляет текст, приложенный к литографии: «Этот дом должен быть столь же драгоценным для русских, как для англичан дом Шекспира: в нем несколько времени постоянно жил Пушкин и после из Петербурга почти каждую осень приезжал сюда».

Сельцо Михайловское Опочецкого уезда Псковской губернии
П. А. Александров с оригинала И. С. Иванова
1837
Бумага, литография


В Петербурге вышел в свет первый том литературного и общественно-политического журнала «Современник». Журнал напечатан в Гуттенберговской типографии тиражом 2400 экз. Цензор — А. Крылов. В первом томе напечатаны произведения В. А. Жуковского, П. А. Вяземского, Н. В. Гоголя, Султан Казы-Гирея, П. А. Плетнева, Е. Ф. Розена, П. Б. Козловского и А. И. Тургенева. В. Г. Белинский писал: «”Современник” есть явление важное и любопытное сколько по знаменитости имени его издателя, столько и от надежд, возлагаемых на него одною частию публики, и страха, ощущаемого от него другою частию публики».

Материалы собственного сочинения Пушкин помещает в журнале, как правило, без подписи. В первом томе он публикует: «Пир Петра Первого» («Над Невою резво вьются…») (без подписи); «Путешествие в Арзрум во время похода 1829 года» (подпись: «А. Пушкин»); «Скупой рыцарь» (подпись: «Р.»); «Из А. Шенье» (без подписи). Здесь же опубликованы его критические статьи: «Собрание сочинений Георгия Кониского, архиепископа белорусского» (без подписи); послесловие к «Долине Ажитугай» (подпись: «Издатель»); полемическая заметка о переводе Е. П. Люценко поэмы «Вастола, или Желание» (без подписи) и статья о повести Н. В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» (без подписи).

Своеобразной иллюстрацией к «Путешествию в Арзрум…» является живописное полотно известного русского художника Н. Г. Чернецова «Дарьяльское ущелье. Кавказ» (1851), находящееся в экспозиции Музея-квартиры А. С. Пушкина. В фондах музея хранятся уникальные работы русских художников, иллюстрирующие произведения Пушкина, в частности эскизы декораций В. А. Фаворского к «Скупому рыцарю».

Дарьяльское ущелье. Кавказ
Н. Г. Чернецов
1851
Холст, масло


Эскиз декорации к трагедии «Скупой рыцарь»
В. А. Фаворский
1937. Россия
Бумага, акварель