6 апреля (25 марта по ст. ст., среда)
После посещения мастерской скульптора Б. И. Орловского в здании Академии художеств написано стихотворение «Художнику».
Под текстом стихотворения авторская помета: «25 март <а> 1836»:
Грустен и весел вхожу, ваятель, в твою мастерскую:
Гипсу ты мысли даешь, мрамор послушен тебе:
Сколько богов, и богинь, и героев!.. Вот Зевс громовержец,
Вот исподлобья глядит, дуя в цевницу, сатир.
Здесь зачинатель Барклай, а здесь совершитель Кутузов.
Тут Аполлон — идеал, там Ниобея — печаль…
Весело мне. Но меж тем в толпе молчаливых кумиров —
Грустен гуляю: со мной доброго Дельвига нет;
В темной могиле почил художников друг и советник.
Как бы он обнял тебя! как бы гордился тобой!
Скульптор Борис Иванович Орловский (Смирнов) (1793–1837) — бывший крепостной орловской помещицы Н. М. Мацневой, выкупленный у нее полковником Н. В. Шатиловым и отпущенный последним на волю в 1822 году; ученик И. П. Мартоса, затем Б. Торвальдсена. Как и его учителя, мечтал о воплощении в скульптуре идеала красоты, благородной простоты и гармонии античных образцов. Первые самостоятельные работы вдохновлены образами античной мифологии: «Парис», «Сатир, играющий на сиринксе», «Сатир и вакханка». Самые известные произведения — статуя ангела на вершине Александровской колонны, фигуры гениев для триумфальных ворот за Московской заставой. В 1828 году получил заказ от Николая I на изготовление памятников М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю де Толли, предназначенных для установки у Казанского собора. В 1836 году работа над ними близилась к завершению.
Для осмотра мастерской художника не требовалось особого разрешения. Посетители Академии художеств попадали туда прямо из выставочных залов и с любопытством рассматривали монументальные модели двух памятников, высившиеся среди множества гипсовых копий «богов, и богинь, и героев».
Во Всероссийском музее А. С. Пушкина хранится акварель Н. Г. Чернецова (младшего из двух знаменитых братьев-живописцев) с изображением здания Академии художеств со стороны Невы.
Петербург. Академия художеств
Н. Г. Чернецов
1826
Бумага, акварель