Всероссийский музей А. С. Пушкина | 6 февраля (25 января по ст. ст., понедельник)
Главная » Программы » Последний год жизни Пушкина » Февраль 1837

6 февраля (25 января по ст. ст., понедельник)


С утра Пушкин планировал посетить Эрмитаж вместе со своей тригорской приятельницей Е. Н. Вревской.

Неизвестно, побывали ли Пушкин с Вревской в этот день в Эрмитаже, но их встреча и разговор по душам состоялись накануне поединка поэта с д’Антесом. После смерти Пушкина об этом рассказывала в письме к А. И. Тургеневу мать Вревской П. А. Осипова: «Я почти рада, что вы не слыхали того, что говорил он перед роковым днем моей Евпраксии, которую он любил как нежный брат, и открыл ей свое сердце. — Мое замирает при воспоминании всего слышанного. — Она знала, что он будет стреляться! И не умела его от этого отвлечь!!.»

Возможно, что в этот день Пушкина видел И. С. Тургенев, который позднее вспоминал: «Пушкина мне удалось видеть всего еще один раз — за несколько дней до его смерти, на утреннем концерте в зале Энгельгард. Он стоял у двери, опираясь на косяк, и, скрестив руки на широкой груди, с недовольным видом посматривал кругом. Помню его смуглое, небольшое лицо, его африканские губы, оскал белых, крупных зубов, висячие бакенбарды, темные, желчные глаза под высоким лбом почти без бровей — и кудрявые волосы <…> бесцеремонное внимание, с которым я уставился на него, произвело, должно быть, на него впечатление неприятное: он словно с досадой повел плечом — вообще, он казался не в духе, — и отошел в сторону. Несколько дней спустя я видел его лежащим в гробу».

В газете «Северная пчела» утренние концерты в доме Энгельгардта в январе 1837 года не отмечены, вечерние начинались в 20:00. В январе газета сообщала о программах концертов 11-го (играл скрипач Арто) и 25-го. В последнем принимали участие талантливые музыканты: придворный флейтист прусского короля Габриельский, виолончелист-виртуоз Карл Шуберт и концертирующий пианист Карл Фольвейлер — будущий учитель В. Д. Стасова. В концерте звучали и оперные партии в исполнении певца и певицы Гофман.

Выстраивая хронику преддуэльных событий в виде конспективных записей, Жуковский отметил: «В понедельник приезд (Дантеса — зачеркнуто) Геккерн[а] ссора на лестнице». Долгое время исследователи полагали, что речь шла о приезде к Пушкину барона Геккерна с намерением примирить обе семьи и о том, что поэт не пустил голландского посланника на порог, а затем отправил ему оскорбительное письмо, ставшее поводом для январского поединка.

Как показано в исследованиях Г. М. Седовой, скандал с Геккерном произошел не в доме на Мойке, а во флигеле Зимнего дворца — в Шепелевом доме, где на верхнем этаже находились комнаты фрейлин и куда вела высокая (около ста ступеней) Комендантская лестница. Алина Дурново писала матери о преддуэльной истории: «Без сомнения, что после письма Пушкина и сцены, которую он [Пушкин] ему [барону Геккерну] сделал на лестнице у старой Z., Геккерн испугался за своего сына». По воспоминаниям секунданта Пушкина К. К. Данзаса, Пушкин, получив очередное «примирительное» письмо от д’Антеса, отправился к фрейлине Загряжской, встретил там барона Геккерна и попытался возвратить ему нераспечатанное послание. Геккерн отказался принять письмо, ссылаясь на то, что не он его писал. Пушкин вспылил и бросил конверт в лицо посланнику со словами: «Tu la recevra, gredin!» («Ты получишь его, негодяй!»).

В продолжение этого жесткого диалога Пушкин написал Геккерну оскорбительное письмо, точная датировка которого затруднительна. Княгиня Вяземская утверждала, что уже вечером 25 января Пушкин был у нее в доме и сказал, глядя на д’Антеса: «Что меня забавляет, это то, что этот господин веселится, не предчувствуя, что его ожидает по возвращении домой». На вопрос княгини «что же именно? Вы ему написали?» Пушкин «сделал утвердительный знак и прибавил: “Его отцу”». Вяземская утверждала, что рассказала о письме бывшему у нее в гостях графу Виельгорскому, но никто не предпринял никаких действий, чтобы предотвратить катастрофу.

В действительности ли письмо было написано и отправлено в понедельник 25 января, сказать трудно. Графиня М. А. Мусина-Пушкина в своих январских записях о дуэли Пушкина повторила слова княгини В. Ф. Вяземской, но все прочие источники, в том числе материалы военно-судной комиссии, для которой письмо было скопировано (подлинник не сохранился), датируют его следующим днем — 26 января.

В фондах Всероссийского музея А. С. Пушкина хранится акварельный портрет А. П. Дурново. Внизу на исторической подложке надпись: «1831 / La Princesse Volkonsky / Marié à Mr Dournoff [княгиня Волконская / замужем за Дурново]». По предположению Н. И. Уваровой (Государственный Русский музей), автор акварели — И. Ф. Реймерс (1775–1846).

В фондах хранится фотография княгини В. Ф. Вяземской, выполненная примерно в то время, когда историк П. И. Бартенев начал записывать ее рассказы о Пушкине, а также фотография И. С. Тургенева, сделанная в Санкт-Петербурге, в мастерской К. И. Бергамаско. В правом нижнем углу тиснение: «Bergamasco». На обороте сверху коричневыми чернилами: «34624 Тургеневъ», в центре печатный штамп фотоателье.

Александра Петровна Дурново, урожденная княгиня Волконская (1804–1859)
И. Реймерс
1831, Россия
Бумага, акварель


Иван Сергеевич Тургенев (1818–1883)
К. И. Бергамаско
1860–1870-е гг. Санкт-Петербург, Невский пр., д. 12
Картон, альбуминовый отпечаток


Вера Федоровна Вяземская (1790–1886)
Неизвестный фотограф
1860-е гг.
Картон, позитив, покрытый лаком