Всероссийский музей А. С. Пушкина | Правильные ответы на вопросы викторины «Дни Лицея»
Главная » Программы » Онлайн викторины » Викторина «Дни Лицея»

Правильные ответы на вопросы викторины «Дни Лицея»


Ко Дню Лицея, 19 октября, Всероссийский музей А.С. Пушкина подготовил специальную викторину, благодаря которой можно проверить свои знания об этом легендарном учебном заведении. Список правильных ответов:

1. Сколько лет длилось обучение в Лицее?
•  Шесть
Курс обучения делился на 2 периода, каждый из которых продолжался 3 года. В первом, начальном курсе — гимназическом, изучали предметы старших классов гимназии; во втором — университетском, предметы сразу трех факультетов университета: нравственно-политического, физико- математического и словесного. Лицей был школой высшего общего образования без специализации, дававший широкие энциклопедические знания.

2. Кому из первого лицейского выпуска была вручена большая золотая медаль и отличный аттестат.
•  В. Вольховский
«Спартанскою душой пленяя нас,
Воспитанный суровою Минервой,
Пускай опять Вальховский сядет первый,
Последним я, иль Брогльо, иль Данзас.»
А. С. Пушкин («19 октября»)

3. Назовите первый псевдоним Пушкина-лицеиста.
•  НКШП
Это аббревиатура из согласных букв фамилии поэта, написанная задом наперед.

4. Как называли себя выпускники первого курса?
•  «чугунники»
Директор Лицея Е.А. Энгельгардт при выпуске подарил им чугунные кольца.

5. Кто автор стихотворения «19 октября 1824»
Семь лет пролетело, но, дружба,
Ты та же у старых друзей:
Все любишь лицейские песни,
Все сердцу твердишь про Лицей.

•  А. А. Дельвиг
19 октября (по старому стилю) 1811 года по указу Александра I был открыт Императорский Царскосельский лицей. Для всех учащихся-лицеистов эта дата стала священной. Многие из них писали стихи ко Дню лицея, так их и называя – «19 октября».

6. О каком лицеисте преподаватель нравственных и политических наук А. П. Куницын оставил следующую характеристику: «Способен к предметам, не требующим напряжения». «Весьма понятен, замысловат и остроумен, но крайне неприлежен»?
•  А. С. Пушкин
В «Табеле об успехах» 1816 года Пушкин занимает 26 место с тремя «превосходно»: по российской поэзии, французской риторике и фехтованию. А. П. Куницын пользовался у учеников уважением, а его предметы- успехом. В стихотворении «19 октября 1825 г.» А. С. Пушкин пишет:
«Куницыну дань сердца и вина!
Он создал нас, он воспитал наш пламень,
Поставлен им краеугольный камень,
Им чистая лампада возжена…»

7. Знания лицеистов оценивались от «0» до «4». Что означала оценка «1»?
•  Превосходно (правильный)
В первое время обучения профессора регулярно писали характеристики на каждого ученика, отражавшие природные способности, успехи в учении, недостатки, прилежание и поведение. С этими отзывами знакомили учащегося. В 1816 году оценки успехов и поведения воспитанников стали обозначаться цифрами: 1 – превосходно, 2 – очень хорошо, 3 – хорошо, 4 – посредственно, 0 – худо. Тем не менее, практика написания характеристик сохранилась. По мнению директора Лицея Е. А. Энгельгардта, «бездушная цифра одна не может выразить всех тех бесчисленных нравственных оттенков, которые благоразумный и благонамеренный воспитатель тщательно в уважение и соображение принимать должен при удостоении юноши».

8. Когда лицеистов впервые отпустили на каникулы в Санкт-Петербург?
•  После пятого года (правильный)
За год до выпуска, в декабре 1816 года, в жизни первых воспитанников произошло чрезвычайное событие. Впервые за весь период учебы лицеистов отпускают на рождественские каникулы в Санкт-Петербург. Молодые люди стремились побывать везде и, как верно подметил Александр Горчаков, «град святого Петра полон синими мундирами с красными воротниками, которые стараются повеселиться в одну неделю за все шесть лет и еще привести с собою довольно веселья на остальные пять месяцев». Такой же подарок дирекция Лицея сделает воспитанникам и на пасхальные каникулы в марте 1817 года.

9. Лицеистам отводилось специальное время, когда нельзя было общаться на этом языке. Какой это язык?
•  Русский (правильный)
Особо было выделено время, когда учащиеся общались друг с другом только на иностранном языке по следующей системе: «С утра дежурный гувернер вручал кому-либо из воспитанников билет, который надлежало передавать первому, захваченному в тот день в русском разговоре; этот захваченный передавал опять билет тому, которого удавалось ему с своей стороны поймать в подобной запрещенной беседе, и так далее, до известного часа, по наступлению которого тот, у кого окончательно оказывался билет, подвергался наказанию».

10. По чьей инициативе были запрещены театральные постановки в Лицее до тех пор, пока «пока воспитанники не перейдут на старший курс и не привыкнут к строгому исполнению своих обязанностей»?
•  Министра просвещения А. К. Разумовского
В Лицее не обучали актерскому мастерству специально, однако уже в первый год учебы воспитанники по собственной инициативе разыгрывали пьесы. Это почти сразу было запрещено министром просвещения А. К. Разумовским, который решил, что театра не может быть «пока воспитанники не перейдут на старший курс и не привыкнут к строгому исполнению своих обязанностей». Однако лицеисты получили разрешение посещать представления в крепостном театре гpaфа Варфоломея Толстого.

11. Для подготовки юношей, особенно предназначенных к важным частям службы государственной» в Лицее была разработана специальная система образования. Эта система:
•  Совмещала гимназическое и университетское образование
По словам государственного секретаря М.М. Сперанского, это учебное заведение призвано было стать школой нового типа, «соединяющей в себе несравненно более видов, чем все наши университеты». «Для подготовки юношей, особенно предназначенных к важным частям службы государственной» в Лицее была разработана специальная система образования. Одна из ее особенностей — соединение среднего и высшего образования, гимназического и университетского.

12. Кто из учащихся стал автором слов Лицейского гимна?
•  А. А. Дельвиг
Пришедший в Лицей композитор и музыкант Теппер де Фергюссон сумел привить воспитанникам любовь к пению. Пушкин, Дельвиг, Горчаков, Пущин с удовольствием пели в лицейском хоре. Директор Лицея Е. А. Энгельгардт был инициатором создания не только лицейского герба, но и прощальной песни. Предполагалось, что стихи к ней напишет Пушкин, но впоследствии это сделал Дельвиг, музыку сочинил Теппер де Фергюссон. 9 июня 1817 года в день первого лицейского выпуска в Большом зале «пропета была нашим хором прощальная песнь», — вспоминал Пущин.