Михаил Дмитриевич БЕЛЯЕВ [2 августа (21 июля по ст. стилю). 1884 — 5 октября 1955], историк литературы, пушкинист, видный теоретик музейного дела, один из создателей первого музея А. С. Пушкина в доме на Мойке, 12 (1924–1929)

Он родился в Симбирске в семье надворного советника, члена Самарского Окружного суда, писателя и переводчика по экономическим и юридическим вопросам Дмитрия Ивановича Беляева и дочери симбирского нотариуса Елизаветы Валентиновны, урожденной Суровой (1854–1937). В 1887 г. семья переехала в Санкт-Петербург, где Михаил и его старший брат Юрий обучались в Ларинской гимназии, затем в Санкт-Петербургском университете. Следуя по стопам отца, Михаил окончил юридический факультет (1910), но также прослушал курс лекций на историко-филологическом факультете, а осенью 1917 г. поступил на курсы при Главархиве, получив специальность «архивное и музейное дело». К этому времени был знаком с одним из основателей Пушкинского Дома Б. Л. Модзалевским, который пригласил его участвовать в формировании коллекции этого нового, необычного научного учреждения. В юности публиковал стихи и театральные рецензии в столичных газетах. Музейное дело считал главным в своей жизни.



С. Т. Шелковый
Михаил Дмитриевич Беляев.
1919 г. Картон, масло



И. К. Ягельский
Дмитрий Иванович Беляев— отец М. Д. Беляева.
Павловск, дача Аверниевой, д.49. Кон. XIX — начало XX в. Альбуминовый отпечаток



Елизавета Валентиновна Беляева (1854–1937) — мать М. Д. Беляева.
Казань. 1870-80-ые гг. Альбуминовый отпечаток

С раннего детства Беляев хранил особое, личное, отношение к Пушкину, знакомство с которым, как он вспоминал, началось в Петербурге на Пушкинской улице, где, будучи четырех лет от роду, он наблюдал из окон родительской квартиры, как дворник влезал за ограду памятника Пушкину зимним утром и, «тыкая метлой в бронзовое лицо» поэта, сметал с него снег. «Мне как-то всегда было немного жутко глядеть на эту операцию, — рассказывал Беляев, — и я осведомился у старших, кто такой Пушкин и за что его подвергают столь суровому обращению. Мне ответили, что это был знаменитый писатель и притом дед — дядя тех самых Веры, Нади, Саши и Левы Пушкиных, которые часто бывали у нас».

В 1918 г. Беляев командирован в родной Симбирск, где в 1919 г. художник С. Шелковый выполнил его портрет. Будучи уполномоченным Главархива и эмиссаром Отдела по делам музеев и охраны памятников искусства и старины Наркомпроса, занимался в Симбирске выявлением и организацией вывоза культурных ценностей из прифронтовой губернии в центральные хранилища Ленинграда и Москвы. Организовал и возглавил Симбирский губернский архив, стал одним из основателей Симбирского художественного музея.

С 1921 по 1929 г. М. Д. Беляев — ученый хранитель Литературного музея Пушкинского Дома РАН. При его активном участии были организованы юбилейные выставки Ф. М. Достоевского (1921), Н. А. Некрасова (1921), Ап. Григорьева (1922), В. В. Стасова (1924), первая отчетная выставка Пушкинского Дома «Пушкин и его современники» (1922) и др.



Неизвестный художник
Петроград. Пушкинский Дом. Зал выставки к 100-летию Ф. М. Достоевского (в доме на улице Халтурина, 22)
1921 г. Бумага, карандаш



М. Д. Беляев
Пушкин и его современники: Указатель Первой отчетной выставки Пушкинского Дома при Российской Академии Наук. Обложка. 1922 г.



М. Д. Беляев
Пушкин и его современники: Указатель Первой отчетной выставки Пушкинского Дома при Российской Академии Наук. 1922 г.

«ОБЩИЙ ДУХ ЭПОХИ ДОЛЖЕН БЫТЬ ПО ВОЗМОЖНОСТИ СОБЛЮДЕН ВО ВСЕМ, НАЧИНАЯ ОТ ОКРАСКИ СТЕН И КОНЧАЯ ПОСЛЕДНИМ СТУЛОМ»

В 1924–1925 гг. М. Д. Беляев возглавил работы по воссозданию в доме на Мойке 12, бывшей квартиры А. С. Пушкина. Первые сметы на ремонт и восстановление квартиры составил художник-архитектор Н. Е. Лансере. Однако серьезные финансовые трудности, переживаемые Академией наук, в ведении которой состоял Пушкинский Дом, не позволил провести масштабные исследовательские и ремонтно-восстановительные работы. М. Д. Беляев и его коллеги приняли решение устроить памятный историко-литературный и бытовой музей тридцатых годов XIX в. и «общими чертами… восстановить дух эпохи».

В первую очередь был приведен в порядок бывший кабинет Пушкина: разобраны поздние перегородки, заложены новые проходы, убрана печь. На месте кончины поэта был установлен его бюст работы скульптора Витали. В соседней комнате, бывшей гостиной, 10 февраля 1925 г. состоялось первое памятное собрание, ставшее затем традиционным. Фотограф запечатлел участников собрания — известных ученых и деятелей культуры, сидящих за большим столом у окон, обращенных на набережную Мойки. Музей «Последняя квартира А. С. Пушкина» открылся 13 февраля 1927 г. В нем насчитывалось более двухсот экспонатов — предметов пушкинской эпохи, но также продолжался и поиск мемориальных вещей.



Пригласительный билет «Пушкинского кружка» при Обществе «Старый Петербург» на первое памятное собрание в квартире, где жил и умер Пушкин (Мойка, 12) 10 февраля 1925 г. Гравировал А. Мусс. Бумага, печать



Памятное собрание в квартире Пушкина 10 февраля 1925 года. Фотография.

Осенью 1929 г. М. Д. Беляев был арестован по сфабрикованному ОГПУ «академическому делу» и в мае 1931 г. приговорен к десяти годам лагерей с конфискацией имущества. Отбывал срок в Соловецком лагере. О его освобождении хлопотал перед Сталиным художник М. В. Нестеров, дочь которого, Наталья Михайловна Нестерова (1903–2004), была первой женой М. Д. Беляева. Досрочно освобожден в феврале 1933 г. без права проживания до завершения срока приговора в двенадцати городах. Полностью реабилитирован посмертно 30 июня 1989 года.



Н. П. Ульянов
Беляев Михаил Дмитриевич.
9 сентября 1923 г. Бумага, карандаш



Т. А. Моллот
Петроград. Набережная Мойки, 12
1920-е гг. Бумага, акварель



Двор на Мойке,12, в начале XX века. Фотография



А. А. Платонов
План последней квартиры А.С. Пушкина (Мойка, 12) до начала восстановительных работ. 1924 г.
Бумага, тушь, перо, кисть



Кабинет Пушкина перед реконструкцией, 1924 г. Фотография



Кабинет Пушкина после реконструкции, 1925 г. Фотография



Бывшая гостиная. Фотография из книги Беляева



Бывшая гостиная. Фотография из книги Беляева



Комната научных заседаний бывшая детская, 1925 г. Фотография



Неизвестный фотограф
Беляев Михаил Дмитриевич
1930-е (?) гг. Трехслойный отпечаток

«ЭТИ ВЕЩИ МОГУТ МНОГОЕ СКАЗАТЬ ТОМУ, КТО УМЕЕТ СМОТРЕТЬ НА НИХ И ПОНИМАТЬ ИХ»

Пережив заключение и ссылку, Беляев попросил художника Григория Иосифовича Гидони (1895–1937) изготовить экслибрис, которым помечены сохранившиеся книги из его библиотеки: кораблик под парусами накренился в бушующих волнах; сверху лента с надписью: «Корабль мой — без якоря и сердце без надежды». Изображенные над лентой цилиндр, трость и перчатки — атрибуты прошедшей «прекрасной эпохи», напоминавшие о рано ушедшем брате и о безвозвратном прошлом. В личном архиве Михаила Дмитриевича сохранились стихи и статьи брата, основную же часть его рукописного собрания он передал в 1917 году в Пушкинский Дом.

Помня о брате и его небесном покровителе, Михаил Дмитриевич, будучи в соловецком лагере, нарисовал на краю лагерной простыни их небесных заступников — архангела Михаила и святого Георгия, предстательство которых оставалось тогда единственной надеждой на земное и небесное спасение. Фрагмент простыни с полустертым чернильным рисунком поступил во Всероссийский музей А. С. Пушкина в 2001 году в составе части архива ученого, приобретенного у В. А. Кочеткова — близкого знакомого вдовы Беляева Маргариты Ильиничны, урожденной Шнипко (1905–1976).


Г. И. Гидони
Экслибрис М. Д. Беляева 1930-е. Бумага, гравюра


Фрагмент простыни

Ранее, в 1998 г., в музей поступили письма, семейные фотографии Беляевых, членский билет Союза советских писателей, выданный на имя Михаила Дмитриевича в 1943 году, диплом о присуждении ему ученой степени кандидата филологических наук (1946), а также самодельные шахматы, вырезанные из картона, раскрашенные тушью, которые Беляев изготовил в Соловецком лагере. Многие ценные материалы из личного собрания М. Д. Беляева (портреты современников поэта, предметы декоративно-прикладного искусства) пополнили коллекцию Всероссийского музея А. С. Пушкина.



Самодельные шахматы, сделанные Беляевым



Автобиография М. Д. Беляева. 1946 г.
Бумага, чернила



Икона Христа Спасителя в серебряном окладе
Принадлежала М. Д. Беляеву

После освобождения в феврале 1933 г. поселился в Ростове-Ярославском, откуда вел работу в Литературном музее (Москва) в качестве научного сотрудника, принимал активное участие в подготовке Всесоюзной Пушкинской выставки (1937) и академического собрания сочинений поэта (состоял в редакции седьмого тома). В 1940-х гг. работал в Театральном музее им. А. А. Бахрушина. В годы Великой Отечественной войны жил в эвакуации в Ульяновске, где начал работать над воспоминаниями о своей деятельности в Пушкинском Доме. В 1946 г. защитил кандидатскую диссертацию, посвященную изучению портретных рисунков Пушкина (рукопись осталась неопубликованной). Тираж его книги о портретах Н. Н. Пушкиной был уничтожен в типографии сразу после ареста ученого в 1930 г. Книга увидела свет только после смерти писателя.

В последние годы жил с женой, Марией Ильиничной, в г. Серпухове, где умер после тяжелой продолжительной болезни на 72-м году жизни. Серпухов был крайней точкой Московской области, куда жене Михаила Дмитриевича, отбывшей восемь лет заключения в карагандинских лагерях, разрешили поселиться.



Неизвестный художник.
Пушкин в группе писателей
Конец 1820-х - 1830-е гг.
Бумага, акварель.



Василий Андреевич Жуковский
П.Ф. Соколов (?) с оригинала К.П. Брюллова
Начало 1840-х гг.
Бумага, акварель
Поступил в Пушкинский Дом через М.Д. Беляева



Футляр для спичечного коробка
Вторая половина XIX в.
Серебро 875



Футляр с карандашом
После 1882 г.
Серебро, дерево, грифель



Неизвестный художник
Иван Федорович Беляев— дед М. Д. Беляева
Середина XIX в.
Бумага цветная, силуэт-аппликация, бумага чёрная глянц. с тиснением



К.-П.Мазер
Павел Воинович Нащокин. 1839 г.
Бумага, карандаш графит



Медаль «В память Отечественной войны 1812 г.»
Отлив: Санкт-Петербургский монетный двор
Неизвестный автор
Бронза крашеная



Медаль в память 50-летия Министерства Государственных Имуществ



Неизвестный художник
Поггенполь Иоганн Фридрих (1731–1787)
Конец XVIII в. Эгломизе



Неизвестный художник
Неизвестная молодая дама в бальном платье. XIX в.
Силуэт. Бумага черн., глянц. с тиснением

Наверх