Поединок, который завершился смертельным ранением Пушкина, состоялся 27 января (8 февраля по новому стилю) 1837 года в одном из дачных пригородов Санкт-Петербурга — у Черной речки вблизи Комендантской дачи. Поскольку о причинах гибели поэта не принято было говорить, печальное место рокового поединка было известно немногим. Однако уже через несколько лет почитатели таланта Пушкина установили на этом месте памятный знак: вначале это были скрещенные сучья деревьев, затем здесь появился деревянный столбик, к которому прикрепили дощечку с надписью.



А. Волков. Дуэль А. С. Пушкина с Дантесом. 1869

Один из первых таких знаков установил зимой 1851/52 годов юный барон Эммануил Штейнгель. В день пятидесятой годовщины смерти Пушкина — 29 января 1887 года — «Петербургская газета» опубликовала воспоминания барона об этом событии: «В 1851/52 году, зимою, отцом моим была куплена за Старокомендантской дачей Чернореченская ферма, только что построенная на самой Черной речке, куда он вскоре переехал на житье со всем своим семейством; в то время мне было 10 лет. Во время одной из прогулок мне захотелось осмотреть соседнюю (Старокомендантскую) дачу. Дворник ее, старый унтер-офицер лет шестидесяти, Иван, хорошо знавший меня, на мои вопросы рассказал, что лет 12 — 14 тому назад он видел сам лично около забора дачи, как приехали четверо господ и как двое стреляли друг в друга на расстоянии 7— 8 саженей [15 —17 м].

Один, рассказывал он, упал, обливаясь кровью, а другой остался на месте несколько минут, затем, поговорив с другим барином, офицер ушел, а его товарищ подошел к лежавшему раненому, которого спустя короткое время понесли на полевую дорогу к боковым воротам Комендантской дачи, где его усадили в первые сани, и затем они уехали. Всё это продолжалось не более получаса, потому что он [дворник] не успел даже опомниться от удивления: почему эти господа друг в друга стреляли, почему выбрали это место, а не место в ближайшем лесу вдали от домов и людей. Боялся он еще, чтобы его не впутали свидетелем уголовного дела, и до отъезда раненого убежал в дворницкую. По исковерканным именам действующих лиц, которые старик впоследствии узнал, я понял, что это были Пушкин и Дантес. Когда дворник окончил свои объяснения, я просил его показать мне место поединка, что он исполнил. На плане я изобразил место поединка именно по его указаниям [план этого места, нарисованный бароном Э. Штейнгелем, также был помещен в «Петербургской газете»]. Он показал мне и небольшое возвышение, где, по его словам, прежде была куча песку, к которой прислонился раненый Пушкин и где после дуэли явственно видна была его кровь.

Помню, я просил его сломать мне с ближайшей березы здоровую ветку и сам отломал один сук, связал их в виде креста прутьями и воткнул на то место, где лежал Пушкин...».

Далее барон Э. Штейнгель рассказывал, что сообщил обо всем услышанном своему отцу, с которым они затем вместе отправились на то же место «и, выдернув два кола из ближайшего забора, воткнули их довольно глубоко в землю на месте падения Пушкина». «Часто после этого, — вспоминал барон, — я проходил это место и всегда поправлял кол. Когда приезжали ко мне гостить товарищи, я им показывал место поединка и поправлял этот кол при них. Много позднее, в одно лето короткое время гостили у меня мой добрый друг и двоюродный брат Василий Николаевич Неппен, ярый поклонник Пушкина, и хорошие друзья мои Виктор Яковлевич Краковский и Ланской. Мы все отправились на место поединка и порешили поставить Пушкину прочный столбик, для чего взяли бревнышко в 2—3 вершка (9—13 см) толщины и 3 аршина (2,13 м) длины со двора фермы, добыли топор и лопату, вбили его в землю, выкрасили и каждый из нас написал не крупно подходящие строки из Пушкина. Многим лицам показывал я впоследствии это печальное место...».



Неизвестный художник. Петербург. Место дуэли А. С. Пушкина с Ж. Дантесом. 1880



Д. Лобанов. Место дуэли А. С. Пушкина с Ж. Дантесом. 1879-1880-е гг.



Д. Лобанов. Место дуэли А.С. Пушкина с Ж. Дантесом. 1879-1880-е гг.

Похожий на описанный бароном памятный знак был зафиксирован корреспондентом той же «Петербургской газеты» в 1881 году: «Под одной из березок, близко к дороге, находился ... небольшой деревянный столбик (около аршина вышиной) с прикрепленной к нему поперечной дощечкой. На поперечной дощечке, представлявшей из себя рамку за стеклом, на белой бумаге помещены были следующие строки:

«Не вынесла душа поэта Позора мелочных обид.
Восстал он против мнений света
Один как прежде... и убит!»

Далее стояла черта, и было написано:

«Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа...»

Годом ранее, в 1880 году, один из авторов газеты «Петербургский листок» предлагал установить на месте дуэли бюст поэта. К сожалению, установить точное место трагической дуэли к тому времени было уже практически невозможно. Однако столичные газеты неоднократно обращались к этой теме, и многие исследователи продолжали попытки определить место поединка.

Еще в 1858 году Я. А. Исаков, издатель пушкинских сочинений, обратился с этим вопросом к секунданту поэта К. К. Данзасу. Они вместе отправились на Черную речку 16 ноября, и Данзас указал по памяти место поединка, отмечая, что «местность кругом значительно изменилась». Тогда же, в 1850-е годы, появились первые зарисовки Черной речки. Самая значимая из них — рисунок художника И. Красицкого с важной пометой: «Место дуэли Пушкина близ Каменданской дачи, по указанию Я. А. Исакова». К рисунку был прикреплен кусок бересты — возможно, как считал художник, с дерева, бывшего свидетелем трагического январского события 1837 года. К сожалению, Исаков составил описание и схематический план местности только спустя 22 года, в 1880 году, что не позволяет с уверенностью утверждать об их достоверности. В этой связи городская Дума неоднократно отклоняла вопрос об установке памятного знака на Черной речке.



Неизвестный художник. Константин Карлович Данзас. 1836



И. Красницкий. Место дуэли А. С. Пушкина с Ж. Дантесом. 1880

В начале 1887 года, при подготовке к 50-летию со дня смерти поэта, в Петербургскую управу стали поступать многочисленные просьбы отслужить панихиду на месте смертельного ранения Пушкина. Эти просьбы были удовлетворены, о чем сообщали газеты: «В числе панихид, совершенных в день пятидесятилетней годовщины смерти Пушкина, самое видное место занимала панихида, которая была совершена по инициативе С.-Петербургской земской управы в четыре часа дня на предполагаемом месте дуэли, на Черной речке». На панихиде присутствовал старший сын поэта А. А. Пушкин, писатели, журналисты… Всего собралось около тысячи человек, приехали воспитанники Александровского лицея во главе с директором Н. Н. Гартманом. «Три хора певцов в сумерках под открытым небом, среди снежного поля и многолюдной толпы, оглашали воздух звуками печальных молитв», — писала «Санкт-Петербургская газета». Один из членов Петербургской управы сообщал, что земство войдет с ходатайством об отчуждении места поединка и открытии подписки на сооружение памятника или часовни. К сожалению, эти намерения осуществить не удалось, и было принято решение продолжить уточнение памятного места.



А.(?) Бобров. Петербург. Место дуэли А. С. Пушкина с Ж. Дантесом. 1887


Н. Хохряков (с его оригинала неизвестный художник). Петербург. Панихида на месте дуэли А. С. Пушкина (пятидесятилетие со дня кончины). 18<87>



П. Григорьев. Петербург. Место дуэли А. С.Пушкина с Ж. Дантесом. 1 января 1891 г.




Неизвестный фотограф. Петербург. Памятник на месте дуэли А. С. Пушкина. На фоне здания ипподрома. 1899

Дальнейшие события развивались еще более драматично. В начале 1890-х годов территория за Черной речкой была передана Императорскому Царскосельскому скаковому обществу, началось строительство ипподрома. В 1889 году в журнале «Живописное обозрение» появилось тревожное сообщение: «Место дуэли Пушкина почти забыто, затеряно среди огородов. Вспомнили об этих «пяти березах» только во время пятидесятилетия после смерти гениального писателя и огородили это место. Но увы! Теперь ему грозит иная участь: его хотят сравнять и устроить тут ипподром для скачек, для развития игры на тотализаторе».

Под давлением общественности Скаковому обществу пришлось заняться благоустройством места поединка: его огородили и установили небольшой постамент в виде четырехгранного столбика с гипсовым бюстом Пушкина. По мнению исследователя А. Д. Гдалина, эти работы были произведены в 1892–1893 годах. В 1898 году бюст был заменен на новый, изготовленный в Финляндии.

В год 100-летия со дня рождения поэта корреспондент газеты «Русские ведомости» с горечью сообщал читателям: «Шел я сюда с чувством благоговения, ухожу удрученный, обиженный... Между забором и изгородью, рядом с конюшнями, сиротливо торчит грязный, грубо сложенный четырехгранный столбик с бюстом великого человека наверху. Около «памятника» ни цветочка, ни ограды... только четыре старых березы, быть может свидетельницы страшного дела, скрашивают совсем голый пустырь... Отвратительное впечатление производит безграмотная надпись на лицевой стороне пьедестала: „Александр Сергеевич Пушкин — место его поединка, состоявшагося 27 января 1837 г.“ Грустно, что даже теперь, когда столько разговоров и шума о Пушкине, когда прогремели все эти столетние юбилейные праздники, место убиения поэта, невольника чести, осталось в полном забвении, рядом с конюшнями. Неужели нет возможности выкупить несколько десятков сажень земли на месте дуэли, чтобы разбить здесь хоть какой-нибудь скверик-цветник, построить, что ли, часовенку, — вообще, так или иначе, создать на месте поединка Пушкина маленький, тихий и уютный уголок».

Через год положение не изменилось и корреспондент «Строительной газеты» задавался справедливым вопросом: «Михайловское выкуплено, а это место так при конном ристалище и останется? Или оно подлежит проклятию?!»

С годами гипсовый бюст разрушался, и к 1921 году остался только разрушенный постамент.



Неизвестный фотограф. Петербург. Памятник А. С. Пушкину на месте дуэли. 1899



Неизвестный фотограф. Петербург. Памятник на месте дуэли А. С. Пушкина. Вид сбоку. 1899



К. Булла. Петербург. Место дуэли А. С. Пушкина. 13 января 1912 г.

В 1924 году постамент был отремонтирован, по некоторым данным была установлена новая, мраморная, доска с памятным текстом, которая в 1927 году исчезла. Вместо нее появилась деревянная доска, которая была впоследствии демонтирована и в настоящее время хранится в фондах Всероссийского музея А. С. Пушкина. В центре этой небольшой доски (21х36,5см) помещена надпись: «От отдыхающих и работников домов отдыха ленинградского губпрофсовета. 17.12.1927». Текст на оборотной стороне более информативен: «Памятная доска на месте дуэли А. С. Пушкина (около Коломяжского ипподрома), поставленная рабочими организациями 17/ХII.27 г., и найденная разломанною и валявшейся на поляне вблизи от пьедестала разрушенного памятника уполномоченным комиссии по охране природы и памятников культуры при ЦБК П. Н. Лядовым 11/VIII 29 года».



В. Федоров (?). Памятник А. С. Пушкину на месте дуэли. До 1927 г. На постаменте деревянная доска, хранящаяся в фондах Всероссийского музея А.С. Пушкина.



М. Иноземцева. Ленинград. Памятник на месте дуэли А. С. Пушкина. 1936

В начале 1924 года Общество «Старый Петербург – Новый Ленинград», разрабатывая план мероприятий к 125-летию со дня рождения поэта, предложило провести конкурс на лучший проект памятника на месте дуэли Пушкина. Подведение итогов конкурса состоялось 8 декабря 1925 года в музее на Мойке, 12. Представители Пушкинского Дома и известные архитекторы, входившие в состав жюри конкурса, пришли к следующему заключению: «При всех несомненных художественных достоинствах представленные проекты не выражают идеи, характеризующей повод постановки памятника, поэтому для осуществления в натуре ни один из них нельзя признать подходящим». В результате в январе 1926 года был проведен второй, более расширенный конкурс, на котором рассматривались двадцать проектов. Победителем была признана работа художника-архитектора В. И. Романова, но ни этот, ни другие проекты так и не были осуществлены.



Неизвестный художник. Проект памятника А. С. Пушкину на месте дуэли. 1926



Неизвестный художник. Проект памятника А. С. Пушкину на месте дуэли. 1926



Неизвестный художник. Проект памятника А. С. Пушкину на месте дуэли. 1920-е гг.



Неизвестный художник. Проект памятника А. С. Пушкину на месте дуэли. 1926



Неизвестный художник. Проект памятника А. С. Пушкину на месте дуэли. 1926



С. Бровце(о)в. Проект памятника А. С. Пушкину на месте дуэли. 1926



Н. Гундобин. Проект памятника А. С. Пушкину на месте дуэли. 1926



В. Романов. Проект памятника А. С. Пушкину на месте дуэли. 1926

В начале 1930-х годов на месте поединка по инициативе Пушкинского общества и Архитектурно-планировочного отдела Ленсовета был установлен временный памятник архитектора Е. И. Катонина в виде усеченной сверху колонны, пересеченной рустом. В 1936 году корреспондент газеты «Крестьянская правда» сообщал, что место дуэли Пушкина превратилось в «культурно устроенную площадку с зелеными насаждениями, цветочными клумбами, красивыми дорожками».



Л. Сильд. Место дуэли А. С. Пушкина. Памятник — усеченная колонна, работы архитектора Е. Катонина, установленный в 1932 г. 1934



Е. Катонин. Проект памятника на месте дуэли А. С. Пушкина. 1937



А. Каплун. Место дуэли Пушкина. Последний день памятника. 1936

В 1936 году был объявлен очередной конкурс, первую премию на котором получил архитектор А. И. Лапиров (работал под руководством Е. И. Катонина). По этому проекту у Черной речки был воздвигнут высокий гранитный обелиск, увенчанный овальным бронзовым медальоном с профильным портретом Пушкина работы М. Г. Манизера. Специалист по изучению памятников Пушкину А. Д. Гдалин в 2001 году утверждал, что «сведений о других участниках этого конкурса разыскать пока не удалось».

«Красная газета» 8 февраля 1937 года сообщала: «За Черной речкой у Коломяжского шоссе, где 100 лет назад был смертельно ранен на дуэли А. С. Пушкин с утра идут приготовления к открытию памятника–обелиска. К 11 утра на пьедестале обелиска закончена вырезка надписи... Утром с обелиска были сняты леса и надет чехол. Ступени обелиска и площадка вокруг него очищаются от снега. Открытие намечено на 3 часа дня. В 12 часов к историческому месту явилась экскурсия детей 13-го детского сада».



Л. Великжанин. Митинг в честь открытия обелиска на месте дуэли А. С. Пушкина. 8 февраля 1937 год.

Во время Великой Отечественной войны обелиск был поврежден осколками снарядов и отреставрирован в 1949 году гранитчиками завода «Монументскульптура». В последующие годы реставрационные работы проводились по мере необходимости.

В 1963 году оформление мемориального комплекса завершилось установкой двух гранитных стел, возведенных по проекту архитектора А. И. Лапирова перед обелиском. На одной из них помещена надпись: «Здесь на Черной речке 27 января (8 февраля) 1837 года великий русский поэт Пушкин был смертельно ранен на дуэли». На другой начертаны строки М. Ю. Лермонтова:

Погиб поэт! — невольник чести,
Пал, оклеветанный молвой.
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой.



Неизвестный фотограф. Место дуэли А. С. Пушкина. Памятник-обелиск. Барельеф работы М. Манизера.



Л. Хижинский. Петербург-Ленинград. Памятник на месте дуэли А. С. Пушкина. 1947



А. Любимова. Место дуэли Пушкина на Черной речке. 1949



Неизвестный фотограф. Место дуэли А.С. Пушкина. Памятник-обелиск. Экскурсия. 1950-е гг.(?)



Б. Ракицкий. Петербург. Место дуэли А. С. Пушкина. 1960-е гг.



И. Орловский. Место дуэли А. С. Пушкина. 1982

В 1970 году в фонды Всероссийского музея А. С. Пушкина поступила металлическая шкатулка, внутри которой заключена земля, взятая на месте дуэли Пушкина — в бывшей Коломяжской роще близ Черной речки. Даритель шкатулки — П. П. Юрьевич — рассказал, что земля была взята на глубине 70 см, где в 1837 году, по его расчетам, находился верхний земельный слой.

Шкатулка выполнена из алюминия и с любовью украшена плакетками с изображением А.С. Пушкина, С. А. Есенина, А.П. Чехова и значками 1960-х годов, на которых представлены памятники Пушкину на площади Искусств, И. А. Крылову в Летнем Саду и Петру I на Сенатской площади. На крышке шкатулки прикреплены значки с портретами А. Н. Радищева, Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского, Т. Г. Шевченко, М. Горького, В. В. Маяковского. Барельеф с портретом Пушкина и также боковые стенки коробки украшены лавровыми ветвями из желтого и белого металла.

Наверх