Всероссийский музей А. С. Пушкина | «Пушкин в медальерном искусстве»
Главная » Музей ONLINE » Онлайн выставки

«Пушкин в медальерном искусстве»


Запечатлеть образ А. С. Пушкина в разных видах и жанрах изобразительного искусства стремились многие художники. История медальерной пушкинианы начинается в 1860-е годы. Традиция отмечать даты рождения и смерти поэта выпуском миниатюрных произведений медальерного искусства прошла через весь ХХ век.



В 1862 году, через 25 лет после трагической гибели поэта, академик, медальер Санкт-Петербургского Монетного двора Иван Акимович Чукмасов создал первую медаль с изображением А. С. Пушкина. Журнал «Иллюстрация» за 1862 год сообщал читателям и «чтущей вековечную память поэта публики», что «бронзовые экземпляры медали будут продаваться в книжном магазине Глазунова и в некоторых других», а медаль также «будет делаться из золота и серебра — по заказу». Первая пушкинская медаль выполнена в четырех материалах: из меди, бронзы, серебра и золота. Не обошлось и без курьеза: на аверсе, где изображен рельефный профильный портрет поэта, по кругу на поле медали выбита надпись: «Александр Сергеевич Пушкин родился 1799 г. 29 мая, скончался 1837 г. 29 января». Ошибку в дате рождения поэта (а он появился на свет 26 мая 1799 года по старому стилю) заметили не сразу. На реверсе изображена строфа из стихотворения «Памятник». Для современных зрителей этот текст звучит непривычно, поскольку первая и третья строки даны в цензурной редакции В. А. Жуковского: И долго буду тем народу я любезен, /Что чувства добрые я лирой пробуждал,/ Что прелестью живой стихов я был полезен,/ И милость к падшим призывал.

В 1880 году открылся памятник Пушкину в Москве работы А. М. Опекушина. Средства на его сооружение собирались по подписке по всей России. Часть их Комитет по сооружению памятника направил на учреждение литературной премии имени А. С. Пушкина и чеканку памятных жетонов с изображением поэта. В мае 1882 года гравер Сергей Федорович Важенин представил на рассмотрение комиссии проект медали, который утвердил император Александр III. В 1883 году были выбиты первые три золотые медали, в дальнейшем они чеканились из серебра и бронзы.

В 1899 году работу над созданием памятной медали к 100-летию со дня рождения А. С. Пушкина возглавил старший медальер Императорского Монетного двора Михаил Афанасьевич Скуднов. По сути юбилейная пушкинская медаль стала детищем трех мастеров — С. Ф. Важенина, М. А. Скуднова и академика М. Я. Вилле, который сделал эскиз изображения для реверса. К 100-летнему юбилею поэта было отчеканено четыре золотых медали (одна — для Императорского Александровского лицея и три — для императорской семьи), а также двадцать серебряных и 5 тысяч бронзовых. Они выдавались воспитанникам средних учебных заведений, выпустившимся с отличием в юбилейном году. С тем же аверсом чеканились и наградные медали Императорского Александровского (бывшего Царскосельского) лицея с девизами на реверсе: «Для общей пользы» и «От Александровского лицея —за добронравие и успехи».

Не осталось в стороне от юбилейных торжеств и Министерство Народного просвещения, которое заказало мастеру Аврааму Авенировичу Грилихесу создание памятного жетона. Династия Грилихесов, уроженцев Вильно, происходивших из ортодоксальной иудейской семьи, успешно работала на Императорском Монетном дворе. Ее старший представитель — Авенир Грилихес стал автором реверсов монет (орлов), которые чеканились с 1886 по 1902 годы. Его сын Авраам учился в медальерном классе Императорской Академии Художеств вместе с В. М. Васнецовым и Ю. Ю. Клевером.

Кроме медалей в 1899 году было создано много памятных жетонов (они отличаются от медалей меньшим размером и часто имеют одностороннее изображение). Жетоны разной, в том числе сложной конфигурации, создавали как известные мастера, так и любители. Наиболее профессиональной работой в этом жанре стало произведение польского художника Станислава Казимира Вацлава Островского. По эскизу этого мастера жетоны выпускали большими тиражами многочисленные частные фирмы.

Памятные медали как один из жанров монументального искусства был популярен и в советской России. 100-летие со дня гибели А. С. Пушкина, которое в 1937 году отмечалось как всенародное событие, стало поводом для создания произведений на пушкинскую тему. Наиболее растиражированными стали медали работы С. Л. Тульчинского с портретным изображением поэта. Он выпустил медали двух типов, восходящих к известным произведениям О. А. Кипренского и В. А. Тропинина.

Следующий всплеск интереса к пушкинской теме обозначился в 1949 — в год 150-летия со дня рождения поэта. Среди мастеров того времени нужно отметить заслуженного деятеля искусств РСФСР, главного художника Ленинградского монетного двора Н. А. Соколова, который на протяжении почти 40 лет работал над образом поэта — создавал камеи, барельефы, медали. Позже его место занял скульптор Александр Васильевич Козлов. В 1970-х годах он выпустил серию, посвященную русским литераторам — А. С. Пушкину, И. С. Тургеневу, Н. А. Некрасову, А. М. Горькому.

Свое слово в медальерной пушкиниане удалось сказать художникам в преддверии 200-летнего юбилея поэта, праздновавшегося в 1999 году. Особый «женский» стиль читается в медали Н. Г. Гриневой для Государственной юбилейной пушкинской комиссии (Московский монетный двор, 1999). Еще один московский автор — А. В. Бакланов в это же время выпустил серию памятных монет из драгоценных металлов. Над пушкинской темой плодотворно работали петербургские графики и скульпторы В. А. Мишин, А. А. Архипов, Г. П. Постников.

На виртуальной выставке представлены два эскиза юбилейного пушкинского жетона 1899 года в исполнении М. Я. Виллие и проект наградной медали, выполненный С. С. Бронштейном в 1936 году.

В собрании Всероссийского музея А. С. Пушкина хранятся более 300 медалей, жетонов, плакеток, монет с изображением поэта. Многие годы хранителем коллекции нумизматики в нашем музее была искусствовед, замечательный знаток скульптуры и мелкой пластики Гали Вадимовна Флерова (1939 – 2020). Выставка, которая весной этого года задумывалась при непосредственном ее участии, будет представлена 24 сентября — в день ее рождения как дань памяти уникальному специалисту, мудрому и светлому человеку.