Лубочные картинки из коллекции печатной графики Всероссийского музея А. С. Пушкина выделены в особый раздел и представляют в настоящее время большую редкость. Предметам массового производства, имеющим на первый взгляд второстепенное значение, суждено было пройти долгий путь от повседневных артефактов к музейным предметам.

Собирательство произведений народной культуры захватило значительную часть русского общества во второй четверти XIX века. Но еще в 60-е годы XVIII столетия Я. Штелин собирал на улицах Москвы потешные листы с целью демонстрации грубого, «неправильного» гравировального ремесла. В начале XIX века по заказу А. В. Олсуфьева со старых досок, частично утраченных во время пожара Москвы в 1812 году, были отпечатаны гравюры, повторяющие ранние образцы народного творчества.



Царь Иоанн Васильевич Грозный
Неизвестный художник. Гравюра на металле. 1867 г.



История о Бове королевиче
Д.А. Ровинский. Русские народные картинки. Том 1, №15. СПб, 1881 г.



Славное побоище царя Александра Македонского с Пором, царем Индийским
Д.А. Ровинский. Русские народные картинки. Том 1, №294. СПб, 1881 г.

Самое крупное собрание народных картинок принадлежит Д. А. Ровинскому - величайшему знатоку русской гравюры. Его коллекция является самой значительной по масштабу и степени изученности материала. В 1881 году была опубликована большая и ценнейшая часть коллекции в виде 7 книг большого формата и 5 томов исследований и комментариев. Это издание открыло современникам удивительный пласт народного искусства и до сих пор воспринимается как крупнейшее культурное событие.

Что же такое «лубок»? Этот термин, вначале только применительно к печатной картинке, стал входить в широкое употребление в 1820-1830-е гг. благодаря работам первого исследователя русских народных картинок И. М. Снегирева. В народе были распространены и другие названия: богатыри, панки, потешные листы и другие.



Сильный Богатырь Янычарский
Д.А. Ровинский. Русские народные картинки. Портреты. №581. СПб, 1881 г.



Зачем мать сына худо учила?
Д.А. Ровинский. Русские народные картинки. Том 1, №75. СПб, 1881 г.

По поводу происхождения самого термина «лубок» существует несколько гипотез. Некоторые исследователи считают, что в основе лежит название подкорки, волокнистой части коры липы – луб. Поскольку деревянные, выполненные из луба, липовые доски применялись для приготовления гравюр, от них и пошло название картинок.

Вторая версия относит термин к коробам, которые издревле делались из луба, в них уличные торговцы разносили свои товары, в том числе и дешевые печатные картинки. Согласно третьему предположению, название картинок связано с местом их продажи, а именно на улице Лубянка в Москве. Однако последняя версия кажется наименее вероятной – скорее улица получила название от продававшихся на ней лубяных или лубочных изделий, а не наоборот.

Гравирование на дереве было не единственным способом производства картинок. В первой половине XIX века гравюры на меди (печать с помощью медной доски) и литографии (печать с помощью литографского камня) так же обрели свою популярность в центрах изготовления народных листов. Тогда же «лубками» стали называть не только картинки, но и те изделия, которые делались небрежно или были рассчитаны на массовое производство.

Тематическое разнообразие лубочных картинок поистине велико. Повсеместно бытовали гравированные листы религиозного содержания, долгое время они заменяли дорогостоящие образа в частных домах, и даже храмах. Картинки иллюстрировали сюжеты Ветхого Завета, Евангелия и житий святых, содержали портреты иерархов церкви, молитвы святым, виды монастырей, скитов, храмов и церквей.



Распятие с видом города Ярославля
Д.А. Ровинский. Русские народные картинки. Том 2, №633. СПб, 1881 г.



Николо-Угрешский монастырь
Д.А. Ровинский. Русские народные картинки. Виды, №608. СПб, 1881 г.

Существовали лубки с изображением российских монархов, членов их семей. Среди многочисленных портретов царей чаще других встречались портреты Петра I.



Портреты Петра I и Екатерины I
Д.А. Ровинский. Русские народные картинки. Т. 2. № 531-532. СПб., 1881 г.



Групповой потрет императорской семьи
Неизвестный художник. Гравюра на металле. 1828 г. (?)



Смотр французским войскам на обратном их походе через Смоленск
Д.А. Ровинский. Русские народные картинки. Том 2, №436. СПб, 1881 г.

С. М. Снегирев писал: «Лубочные картинки питают в народе чувство веры и благочестия, любовь к государю и отечеству». Выпускаемые из года в год, они отражали смену монархов на царском престоле, их ближайшее окружение, а также важнейшие события из государственной и личной жизни.

Обширную группу составляли картинки с изображением батальных сцен, сюда же можно отнести и карикатуру на тему войны, родившуюся во время Отечественной войны 1812 года и ставшей невероятно популярной.

В народных картинках отражались текущие военные действия, часто с подробным описанием сражения. Лубки в отдаленных районах страны зачастую заменяли даже газеты и журналы, становясь главным средством распространения информации о происходящим в мире событиях.



Взятие Адрианополя
Неизвестный художник. Гравюра на металле. 1829 г.



Взятие Варшавы
Неизвестный художник. Гравюра на металле. 1831 г.

Стены почтовых станций украшали народные лубочные картинки, изображающие аллегорические сцены, события истории, героев сказок и притчей. Картинки напоминали героев и декорации народного театра.

У А. С. Пушкина в начатой повести «Записки молодого человека» герой, узнав от смотрителя, что лошадей нет, «занялся рассмотрением картинок, украшавших его смиренную обитель». «Картины», которые «не имеют рам и прибиты к стене гвоздиками, - говорится в «Записках», - изображают погребение кота, спор красного носа с сильным морозом и тому подобное».

А у героя повести «Капитанская дочка», коменданта Белогорской крепости капитана Миронова, на стене, рядом с офицерским дипломом «красовались лубочные картинки, представляющие взятие Кистрина и Очакова, также выбор невесты и погребение кота».



Кот Казанский
Д.А. Ровинский. Русские народные картинки. Том 1, № 172. СПб, 1881 г.



Как мыши кота хоронили
Неизвестный художник. Гравюра на металле. 1880 г.

В обоих произведениях упоминается популярная лубочные картинка, известная еще с XVIII века – «Погребение кота, или Небылица в лицах». Ни одна картинка не пользовалась таким успехом в народе, как «Погребение кота мышами». В собрании музея хранятся несколько вариантов исполнения этого сюжета, сопровождаемые подробным описанием происходящего: «Небылица в лицах, найдена в старых светлицах. Жил был кот заморской, а родом Задонской… вот как мыши кота погребали, своего недруга провожали… мыши кота поминали и ерофеич допивали».

Исследователи считают картинку сатирой на похороны Петра I, в ней сокрыта самоирония народа, который не мог выразить свои мысли и представления прямо. Противостояние власти обыгрывается в занимательном сюжете никогда не прекращающейся вражды котов и мышей.



Мыши кота погребают
Д.А. Ровинский. Русские народные картинки. Том 1, №166 и № 167. СПб. 1881 г.



Русские народные картинки. Д. А. Ровинский Атлас. Том 1. 137-284 СПб, 1881г. Мыши кота погребают №166

Мотивы лубочных повестей о Бове Королевиче и о Еруслане Лазаревиче были использованы и переосмыслены Пушкиным в литературных произведениях.



Еруслан Лазаревич
Д.А. Ровинский. Русские народные картинки. Том 1, № 14. СПб, 1881 г.



Славный рыцарь Гвидон
Д.А. Ровинский. Русские народные картинки. Том 1, № 50. СПб, 1881 г.

Лубок - труд безымянных мастеров - был самым демократическим и массовым видом изобразительного искусства. Тем более интересно и показательно будет рассмотрение развития литературной темы в народных картинках. Начиная со второй четверти XIX столетия, сюжеты литературных произведений прочно входят в тематику лубочных произведений, подобные иллюстрации к текстам А.С. Пушкина занимают далеко не последнее место. Об уникальной коллекции лубочных картинок на сюжет пушкинских сочинений будет рассказано во второй части онлайн выставки.

Наверх