Всероссийский музей А. С. Пушкина | Виртуальная выставка «Времен минувших небылицы»

Виртуальная выставка «Времен минувших небылицы»

В 2020 году исполнилось 200 лет со дня первой публикации поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила». В конце мая Всероссийский музей А. С. Пушкина собирался привезти в музей-заповедник «Михайловское» выставку, посвященную этому событию: ведь поэма создавалась в Петербурге, а пролог к ней поэт написал, находясь в ссылке в Михайловском.

К сожалению, наши планы пока пришлось отложить, но мы решили познакомить посетителей с виртуальной выставкой «Времен минувших небылицы», в которую вошли иллюстрации и эскизы костюмов и декораций замечательных русских художников конца XIX — начала ХХ века из фондов музея.

Пушкин приступил к написанию поэмы, еще учась в Царскосельском Лицее, и работал над ней с 1817 по 1820 год. Создавая свое произведение, Пушкин опирался на европейский рыцарский роман, французскую ироническую литературу, русские богатырские поэмы, сказки и былины, а также собственные театральные впечатления. Недоброжелатели упрекали молодого поэта в «смешении жанров» и «невыдержанности стиля». Поэма была неодобрительно встречена критикой, но имела огромный успех у читателей.

«У лукоморья дуб зеленый…» — кто не знает этих строк, открывающих пушкинскую поэму и навсегда связавших ее в нашем сознании с волшебной детской сказкой? Но если мы дадим себе труд вспомнить не только вступление к поэме, то увидим, что история нам рассказана вполне взрослая, причем ироничным молодым человеком, вырвавшимся из «кельи» закрытого учебного заведения и оказавшимся в богемном мире Петербурга — столицы литературы, театра, модных веяний и «женских ножек». Не случайно свою поэму автор посвятил «Людмилам наших дней».

В 1828 году, готовя переиздание своего произведения, Пушкин существенно его переработал, поправил некоторые эротические сцены и предпослал поэме пролог. Его он написал в 1824–1825 годах в Михайловском под впечатлением от сказок своей няни Арины Родионовны. «Вечером слушаю сказки — и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» — писал он брату Льву в ноябре 1824 года из Михайловского.

Поэма «Руслан и Людмила» поразила современников Пушкина и продолжает восхищать новые поколения читателей богатством и разнообразием содержания, удивительной живостью и яркостью картин. Среди петербургской «рассеянной жизни» и всех ее «очарований» театр с его праздничностью, яркими костюмами и чудесными превращениями сценической машинерии оставался наиболее сильным впечатлением, питавшим фантазию молодого поэта. Не случайно «Руслана и Людмилу» называли «поэмой-балетом» и «поэмой-оперой» еще до того, как по ее мотивам были поставлены балеты Ш. Дидло и А. П. Глушковского, опера М. И. Глинки. Наибольшую известность получили театральные вариации поэмы, созданные во второй половине ХIX века с декорациями ведущих театральных художников А. Роллера, В. Гартмана, М. Бочарова, костюмами И. Горностаева и Е. Пономарева. Среди тех, кто в начале ХХ века с увлечением работал над декорациями театральных постановок и иллюстрациями книжных изданий, — И. Я. Билибин, К. А. Коровин, Б. М. Кустодиев, С. В. Малютин, К. А. Сомов.

Кажется, давно бы пора поэме Пушкина перейти в разряд «детского чтения», но она не перестает удивлять читателей всех возрастов новыми и неожиданными гранями. Именно в этом разнообразии и неувядающей новизне впечатлений и состоит ценность «Руслана и Людмилы» — ироничной литературной сказки для взрослых.

"Руслан и Людмила". Пир в гриднице. 1899 г.
Бумага акварель, гуашь, тушь, золотая и серебряная краски
"Руслан и Людмила". Иллюстрация. Сон Людмилы. 1899 г.
Бумага акварель, гуашь, тушь, золотая и серебряная краски
"Руслан и Людмила". Эскиз декорации "Дворец Черномора". Петербург 1913 г.
Бумага, акварель, тушь жидкая, белила
"Руслан и Людмила". Эскиз декорации "Лес". 1880-е гг.
Картон, гуашь, темпера, лак
Иллюстрация к "Прологу" поэмы "Руслан и Людмила". "У Лукоморья". 1879 г.
Бумага, акварель, тушь, белила
"Руслан и Людмила". Илл. к последней песне. 188(7)г.
Бумага растровая, тушь, карандаш
"Руслан и Людмила". Эскиз декорации. Руслан и Голова. Петербург 1902 г.
Картон многослойный, гуашь, золотая краска
"Руслан и Людмила". Эскиз костюма Людмилы. Петербург 1885 г.
Картон бристольский, акварель, белила
"Руслан и Людмила". Илл.к "Прологу" поэмы (избушка). Петроград 1919 г.
Бумага, тушь, кисть
"Руслан и Людмила". Эскиз костюма Черномора. 1870 г.
Бумага плотная, акварель
"Руслан и Людмила". Эскиз декорации Дворец Черномора. 1870 г.
Бумага плотная, акварель
"Руслан и Людмила". Эскиз декорации. Гридница. Россия 1842 г.
Холст, масло
"Руслан и Людмила". Иллюстрация. Людмила в садах Черномора. 1897г.
Холст, масло
"Руслан и Людмила". Эскиз костюма Наины. 1866-1867 гг.
Бумага, акварель
"Руслан и Людмила". Эскиз фронтисписа. Петербург. 1820-1830-е гг. (?)
Бумага, тушь, перо