Всероссийский музей А. С. Пушкина | История каминного экрана из коллекции Всероссийского музея А. С. Пушкина
Главная » Музей ONLINE » Статьи

История каминного экрана из коллекции Всероссийского музея А. С. Пушкина


Ю. А. Зигерн-Корн, редактор-переводчик

В экспозиции Мемориального музея-квартиры А. С. Пушкина на Мойке, 12, находится каминный экран с вышивкой, изображающей часть детской комнаты. В XIX веке экран принадлежал семейству Осиповых — Вревских — Вульф, владельцам псковских имений Голубово и Тригорское, где часто гостил Пушкин. Предметы быта и обстановки из этих имений сохранялись у потомков и в разные годы были переданы в Пушкинский Дом и Всесоюзный музей А. С. Пушкина. Каминный экран поступил в музей в 1963 году от праправнука Софьи Борисовны Вревской, последней хозяйки Тригорского. В экспозиции он долгое время выполнял функцию типологического предмета мебели и напоминал о присутствии детей в этом доме. Совсем недавно благодаря счастливой случайности удалось определить изобразительный источник, послуживший оригиналом для создания вышивки, вставленной в экран, и назвать имена изображенных на вышивке детей.

Каминный экран
Середина XIX в. Красное дерево, резьба, вышивка шерстью и синелью. Всероссийский музей А. С. Пушкина

В феврале 2018 года английский аристократ лорд Клод Энтони Гамильтон с семьей посетил мемориальную квартиру А. С. Пушкина. С именем Пушкина Гамильтонов связывают родственные узы: старший брат лорда Энтони, Джеймс, 5-й герцог Аберкорн, был женат на прапраправнучке поэта Александре Анастасии, урожденной Филипс (Александра умерла 10 декабря 2018 года). Детство братьев прошло в фамильном замке Бэронс Корт в Северной Ирландии, где бережно сохранялись старинные предметы обстановки, картины и гравюры.

Во время экскурсии по музею-квартире гостей ждало неожиданное открытие: в одной из комнат они в изумлении застыли перед каминным экраном с вышивкой, на которой были изображены две девочки в спальне. «Это тетя Харриет, а это тетя Беатрис! Откуда они здесь?» — воскликнула Анна, дочь лорда. Оказалось, что вышивка экрана повторяет картину известного английского художника сэра Эдвина Ландсира «Дети маркизы Аберкорн» (The Children of theMarquise of Abercorn) — портрет Харриет и Беатрис, старших дочерей маркиза Гамильтона, 1-го герцога Аберкорн. Этот портрет и в настоящее время висит над камином в гостиной замка и никогда не покидал его пределы.

Так началось изучение истории каминного экрана и попытка проследить его «английский след».

Эдвин Ландсир
Дети маркизы Аберкорн. 1836. Холст, масло. Собственность семьи Гамильтон, герцогов Аберкорн

Гамильтоны имеют шотландские корни. В 1587 году король Яков VI Стюарт пожаловал Клоду Гамильтону титул лорда и обширные земли в Северной Ирландии для укрепления королевской власти в этих владениях. Бэронс Корт служит родовым замком для семьи Гамильтон, графов, маркизов, а позже герцогов Аберкорн, с 1612 года. Нынешний дом был построен между 1779 и 1781 годами Джеймсом Гамильтоном, 8-м графом Аберкорн. Дом представляет собой особняк в неоклассическом стиле, окруженный декоративными садами и лесами.

Отец девочек, граф Джеймс Гамильтон (1811–1885), стал владельцем замка в 1818 году в возрасте 7 лет, унаследовав титул и поместья своего деда Джона Джеймса Гамильтона, 1-го маркиза Аберкорн. Образование юноша получил в ирландской элитной школе Хэрроу и в аристократическом колледже Оксфордского университета — Крайст-Чёрч, в дальнейшем защитил в Оксфорде докторскую диссертацию по гражданскому праву. Входил в число приближённых принц-консорта Альберта и оставался влиятельным политиком и заметной фигурой королевского двора в течение двух десятилетий. В 1846 году был назначен тайным советником. В 1866 году стал вице-королём Ирландии. Газета «Таймс» отмечала, что Гамильтон был одним из трех дворян страны, имевшим звание пэра во всех трех королевствах: Англии, Шотландии и Ирландии. 10 августа 1868 года королева Виктория пожаловала ему титул герцога Аберкорн.

В 1836 году будущий герцог и его жена Луиза Джейн, урожденная Рассел, дочь 6-го герцога Бедфорд, заказали художнику Эдвину Генри Ландсиру, портрет своих дочерей Харриет и Беатрис. На картине изображены две девочки в спальне: одна из них лежит в колыбели, другая сидит рядом, прижав к себе щенка спаниеля и гладя большую собаку, лежащую на полу (размеры картины: 137,15 × 142,22 см).

Харриет и Беатрис были старшими из четырнадцати детей супругов Гамильтон. Их мать Луиза Джейн прожила очень долгую жизнь: умерла в 1905 году в возрасте 92 лет и считалась британским символом долголетия. Она была еще жива, когда ее правнук Алек Дуглас Хом стал премьер-министром Англии.

Харриет Джорджиана Луиза Гамильтон (1834–1913) стала женой английского политика Томаса Ансена, 2-го графа Личфильда (Lichfield), имела в браке 13 детей и тоже прожила долго. Ее младшая сестра леди Беатрис Френсис Гамильтон (1835–1875), в замужестве графиня Дарэм (Durham), умерла в возрасте 35 лет после рождения 13-го ребенка. Однако более заметный след в истории оставили две другие дочери герцога Аберкорн — Альберта и Мод. Альберта Фрэнсис Энн Гамильтон (1847–1932) вышла замуж за Джорджа Спенсера-Черчиля, герцога Мальборо, и стала прабабушкой принцессы Дианы и прапрабабушкой принцев Уильяма и Гарри. Мод Эвелин (1850–1932), в замужестве Петти-Фицморис, маркиза Ландсдаун стала вице-королевой Канады (1883–1888) и прославилась благотворительной деятельностью во время Первой мировой войны.

Написавший портрет сэр Эдвин Генри Ландсир (Sir Edwin Henry Landseer, 1802–1873), член Королевской академии искусств, придворный художник королевы Виктории и близкий друг королевской семьи, был одним из самых знаменитых и успешных живописцев своего времени. Его считали прекрасным пейзажистом и непревзойденным мастером-анималистом, особенно ему удавались изображения собак: этих животных художник наделял разумом и почти человеческими эмоциями. Ландсир известен также как скульптор, создатель четырех бронзовых львов у основания колонны адмирала Нельсона на Трафальгарской площади. Однако подлинную славу ему принесли сентиментально-романтические портреты знатных особ в домашней обстановке и в окружении собак и лошадей. Портрет детей маркизы Аберкорн считается одной из его лучших работ в этом жанре. Известны также написанный им в 1834 году портрет «Леди Луиза Джейн Рассел с дочерью Харриет» и картина «Герцогиня Аберкорн смотрит в окно» (без даты).

Эдвин Ландсир
Леди Луиза Джейн Рассел с дочерью Харриет. 1834. Холст, масло. Национальный фонд, Милфорд, США

Вскоре из замка Бэронс Корт была получена фотография картины. Оказалось, что при всем несомненном сходстве между картиной и вышивкой на каминном экране все же есть различия в деталях композиции, расположении предметов, прорисовке окна и изголовья кровати. Возникло предположение о другом источнике для создания вышивки — гравюре с портрета Ландсира. Работы художника неоднократно тиражировались в виде гравюр и литографий, создав ему широкую известность не только в Великобритании, но и на европейском континенте.

Действительно, оказалось, что в 1838 году талантливый гравер Самуэль Казинс (Samuel Cousins) (1801–1887) сделал гравюру (53,5 × 49 см) с картины Ландсира. Казинс обладал превосходной техникой меццо-тинто, точечной пунктирной гравировки и травления. Одним из первых он стал выполнять гравюры не на медных, а на стальных пластинах, что улучшало их качество и увеличивало число возможных оттисков. Он создал множество гравюр по живописным произведениям Эдвина Ландсира, Томаса Лоуренса, Джона Милле и Джошуа Рейнольдса.

В середине XIX века гравюры с картин знаменитых художников были необыкновенно популярны. Оттиски публиковались и продавались в лондонских издательствах. В 1838 году успешный издатель и торговец Генри Грейвс (Henry Graves) в партнерстве с Ричардом Ходжесоном (Richard Hodgeson) опубликовал гравюру Казинса. Можно сказать, что Грейвс посвятил свою карьеру тиражированию произведений Эдвина Ландсира. Часто он сам привлекал известных граверов к репродукции картин этого художника и заплатил Ландсиру 50 000 фунтов стерлингов за авторские права. Однако, по словам современных потомков Гамильтонов, гравюра с их картины была заказана Казинсу самой леди Луизой Джейн, матерью девочек.

Один из оттисков гравюры, опубликованный в издательстве «Ходжесон и Грейвс», находится в коллекции Британского музея (под гравюрой подпись с посвящением маркизе от издателя, название, подробности ее изготовления, а также информация от издателя: «Лондон. Опубликована 1 июня 1838 г. издательством “Ходжесон и Грейвс”, торговцами принтами по специальному назначению ее Величества, улица Полл Молл, дом 6» („London, Publis hed June 1 1838, by Hodgson&Graves, Print sellersby Special Appoint mentto her Majesty, No 6, PallMall“).

Самуэль Казинс
Гравюра с картины Эдвина Ландсира «Дети маркизы Аберкорн». 1838. Британский музей

Другой оттиск хранится в семейном собрании Гамильтонов (у брата сэра Джеймса — Энтони Гамильтона), еще один — в коллекции Национального фонда Великобритании в поместье Бликлинг Холл, Норфолк.

В результате сравнения изображений на картине и на гравюре становится очевидно, что вышивка сделана с гравюры. Возможно, гравюра послужила основой для образцов вышивок, выпускавшихся отдельными изданиями. Оттиск гравюры Казинса с картины Ландсира мог попасть в Россию и стать образцом для вышивки каминного экрана. Заведующая музеем-квартирой А. С. Пушкина Галина Михайловна Седова предположила, что вышивка шерстью и синелью была сделана во Франции, в то время как сам экран из красного дерева был изготовлен в России в середине XIX века. Такое же предположение о месте изготовления экранной рамы сделали и специалисты из Государственного Эрмитажа.

История каминного экрана из Тригорского требует дальнейшего изучения: предстоит выяснить автора вышивки, точное место ее создания и ответить на вопрос, как экран попал в псковское имение Вревских. Тем не менее удивительна связь каминного экрана из Тригорского, где часто бывал Пушкин, с портретом детей Гамильтон, английского рода, породнившегося с прапраправнучкой Пушкина. Хозяйка Бэронс Корт Александра Анастасия Гамильтон (Саша, как называли ее в России) была частым гостем в музее А. С. Пушкина, участвовала в совместных культурных проектах, неоднократно посещала юбилейные торжества и выставки. В Великобритании она учредила литературную премию «Пушкинский приз», которой награждаются дети за успехи в литературе. В 2000 году она была награждена Царскосельской художественной премией, в 2008 году — орденом Британской империи, в 2014 году — медалью Пушкина, а в 2015 году стала почётным доктором Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов и культурным послом России в Великобритании.

Сама картина, послужившая оригиналом для гравюры и вышивки, была написана в 1836 году, когда семья Пушкиных жила в доме на Мойке, а младшие дети поэта были примерно в том же возрасте, что и дети, изображенные на картине. Таким образом, каминный экран с вышивкой, находящийся в экспозиции музея, обретает еще большую уместность и правомерность нахождения в мемориальном пространстве пушкинской квартиры.