Главная » Музей ONLINE » Статьи

Пушкиниана конца XX — начала ХХI века в собрании Всероссийского музея А. С. Пушкина

А. М. Ахмитзянова, заведующая отделом экскурсионно-просветительской и методической работы.

Е. Е. Моисеенко
Пушкин. Осенняя пора. 1985

Для создания образа поэта современные художники обращаются и к воспоминаниям современников о внешности Пушкина, и к знаменитым изображениям, написанным с натуры. Особое внимание, конечно, приковывают два портрета, созданные в 1827 году: работы Василия Андреевича Тропинина из собрания Всероссийского музея А. С. Пушкина, и портрет, созданный Орестом Адамовичем Кипренским, который хранится в Третьяковской галерее.

В 1937 году, в год 100-летия гибели Пушкина, Юрий Тынянов писал: «Как передать в памятнике сходство? Современный скульптор располагает для этого первоклассными материалами. Сохранились два отличных бюста — Витали и С. Гальберга. Обычную позу Пушкина прекрасно передаст теребеневская статуэтка. Наконец, есть два портрета, сделанных выдающимися художниками — Кипренским и Тропининым. Удачу Кипренского признавали все современники и сам Пушкин:

Себя, как в зеркале, я вижу,
Но это зеркало мне льстит.

Е. Л. Орлова - Афиногенова
Пушкин-лицеист. 1990-е

Оба портрета — отнюдь не натуралистические, а творческие, создающие образ поэта. У Кипренского Пушкин — высокий романтик; у Тропинина — байронист.

Движение, ритм помогут передать величие поэта без преувеличения размеров, столь не идущего к облику Пушкина. Не нужно и „приукрашать“ его наружность. Разумеется, прелесть наружности Пушкина не в „классических“ чертах его лица, а в общем его выражении».

С конца 1950-х годов в Академии художеств летняя практика студентов традиционно проходит в Пушкинских Горах. Студенты посещают Михайловское, Тригорское, Петровское, Святогорский монастырь. Молодые художники не только зарисовывают пейзажи, но и приоткрывают для себя страницы биографии Пушкина, истории псковского края. По итогам практики в Академии художеств проводятся выставки, некоторые работы хранятся в собрании Государственного музея-заповедника «Михайловское». Профессор В. А. Ветрогонский, который руководил факультетом графики, вспоминал: «Работали много и вдохновенно… Студенты и педагоги вместе выходили на этюды, ходили в Петровское, внимательно, с трепетом рисовали интерьеры усадьбы и домика няни поэта Арины Родионовны… Слушали увлеченные рассказы Семена Гейченко, Владимира Бозырева, Василия Шпынева об истории здешнего края и жизни А. С. Пушкина, читали стихи поэта…».

Н. Н. Репин
Пушкин в Лицее. 2011

В сознании целого поколения художников Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина было два главных имени — Е. Е. Моисеенко и А. А. Мыльников. Они возглавляли персональные мастерские, молодые живописцы мечтали попасть именно к этим мастерам. Евсей Евсеевич Моисеенко огромное значение придавал подготовительной работе: сбору материалов, составлению эскизов. Он обдумывал образ, выделял композиционный центр картины и особое внимание уделял колориту. Пушкиниана Е. Е. Моисеенко насчитывает немало работ. В Русском музее хранятся его картины «Вечер. Пушкин» (1978), «Пушкин с цыганкой» (1988), в Третьяковской галерее — полотно «Пушкин в Михайловском» (1979), во Всероссийском музее А. С. Пушкина — «Пушкин. Осенняя пора» (1985).

К. Е. Севастьянов.
Лист из серии «В садах Лицея». 1974

Ученица Е. Е. Моисеенко Е. Л. Орлова-Афиногенова создала в 1990-х годах картину «Пушкин-лицеист» (оргалит, масло,120 x 90). Она изобразила поэта в профиль, поколенно, в лицейском мундире, с книгой в руках. Подробно прорисован задний план композиции: кусты сирени, фонарный столб, полуциркульное здание Дежурных конюшен, два Кавалерских дома на Садовой улице в Царском Селе. Но детали не отвлекают зрителя от центрального персонажа, от образа Пушкина. «Смуглый отрок» погружен в свои думы. Пропорции фигуры немного искажены, подчеркнуты утонченность и благородство, тонкость черт лица и изящество рук. Как заметила искусствовед Н.А. Давыдова, Орлова-Афиногенова «сначала наносит на жесткую основу рельефный слой левкаса (смеси гипса и клея) с намеченными контурами будущей картины, а затем на высохший левкас наносит рисунок и живопись. Эта техника усиливает и придает картинам особую декоративную монументальность».

В мастерской у другого талантливого педагога, А. А. Мыльникова, учился Николай Никитович Репин, автор картин «Мирное утро» (1985), «Освобождение» (1991), «Старая Ладога» (1994), «С Победой!»(1995), «Пушкин в Михайловском» (1998), «Осень в Михайловском» (1999). В Литературном музее Пушкинского Дома находится портрет Пушкина, созданный художником в 1998 году, во Всероссийском музее А. С. Пушкина — картина «Пушкин в Лицее», исполненная в 2011 году. Юный поэт изображен идущим по Садовой улице в его любимое время года — осенью. Голова повернута на три четверти влево. В руке  поэт держит лист бумаги, идет стремительно, словно «и жить тропится, и чувствовать спешит». На заднем плане — Царскосельский Императорский Лицей и Церковный флигель Екатерининского дворца. Широкими диагональными мазками прописаны тени деревьев. Гармоничен колорит картины.

Ю. К. Люкшин.
Экслибрис Арго Юрия Алексеевича. Композиция с портретом А. С. Пушкина. 1984

Константин Егорович Севастьянов 25 лет работал во Всесоюзном музее А .С. Пушкина, оформлял выставки, рисовал афиши. Он пережил блокаду, был награжден медалью «За оборону Ленинграда». Художник отдавал предпочтение технике силуэта. В фондах музея более 100 его работ: листы серии «В садах Лицея»; композиции на тему стихотворений «Воспоминания в Царском Селе», «К цензору», очерка «Путешествие в Арзрум». Книга Е. В. Пролет и О. А. Яценко «В начале жизни школу помню я…», изданная в 1997 году, была проиллюстрирована силуэтными композициями художника. В 2011 году был издан альбом «Воспоминания в Царском Селе. Силуэты художника Константина Севастьянова» (составители А. И. Мудренко, Е. В. Пролет).

Ленинградский андеграунд, который противостоял официальному советскому искусству, стал зарождаться в 1950-х годах, в период хрущевской «оттепели». Вначале художники собирались в мастерских и на квартирных выставках. В 1974 году в ДК им. И. И. Газа на проспекте Стачек на четыре дня открылась выставка ленинградских нонконформистов, на которой были представлены работы более 50 авторов, в том числе Ю. К. Люкшина (псевдоним Нишкюл).

В. А. Мишин
Портрет А. С. Пушкина. 1987

В фондах музея хранится экслибрис, созданный Люкшиным для Ю. А. Арго в 1984 году (бумага, акв., офорт). Это композиция с теневым портретом Пушкина; поэт изображен погрудно, в высокой шляпе. Слева внизу — пистолет, справа раскрытая книга, а вверху — коробки, которые, может быть, символизируют цензурное давление. Темно-красные пятна напоминают языки пламени, предметы и здания расположены хаотично, будто парят в пространстве — все эти детали создают движение вокруг силуэта поэта. В 1998 году Люкшин создал работу «Пушкин на Дворцовой площади» (бумага, гуашь,70,2 x 48,6). В статье «Обнажена моя душа пред вами» (Пушкинский музеум. 2007), Люкшин признается: «Своими иллюстрациями к „Борису Годунову“, живописными диалогами я пытался со столь дорогим для меня автором поговорить со зрителями о вопросах православия, совести, любви, раскаяния, прикоснуться к истории государства Российского, сохранившего еще дореформенную, глубокую веру».

В. А. Мишин создал серию посвященных Пушкину графических работ «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать», а когда выставочный комитет решил их не экспонировать в Союзе художников, он показал эти работы в 1975 году на десятидневной выставке ленинградского андеграунда в ДК «Невский».

В. А. Мишин
Лицейское братство. Вторая половина 20 века.

По мнению художника, «существование цензуры и строгие каноны… сковывали свободу художника, а образ Пушкина, его особенная пластика, яркость личности, глубина постижения сути человеческой природы и творчества, все это давало надежду на возможность искреннего художественного высказывания». В фондах музея — 55 произведений художника.

В 1987 году Мишин создал портрет Пушкина, исполненный в технике литографии. Литография — вид печатной графики, при котором изображение печатается с плоской поверхности камня или известняка. Камень закрепляют в станке и делают оттиск. Автолитографию художник делает сам от начала и до конца, авторская литография выполняется ограниченным тиражом. «Это погрудный портрет Александра Сергеевича, — так описала литографию О. М. Свалова, — пальцами правой руки он держит листы бумаги. Изображение парадное — так портретировали в позапрошлом веке: академический рисунок, детальное внешнее сходство с оригиналом, внимание к мелочам, четкость линий. Но при этом на полях его цилиндра разыгрывается фантасмагорическая сцена пушкинского Петербурга: дома, церковь, парусник, верстовой столб с фонарем и фигурки прогуливающихся дам, военных и штатских кавалеров, экипаж с кучерами и седоками. Некоторые из них в полушаге от пропасти, одна из фигурок, в сюртуке, с бакенбардами, цилиндром и тростью — это сам Пушкин — уже падает вниз».

Э. Х. Насибулин
Пушкин на фоне Петропавловской крепости. 1979

Гравюру «Лицейское братство» художник создал в технике меццо-тинто. Она была изобретена в Европе в XVII веке; ее иногда называют «черной манерой». На металлической доске делают мельчайшие углубления, создающие шероховатость, после печати получается глубокий бархатистый тон в темных местах гравюры.

Выпускник Академии художеств Э. Х. Насибулин проиллюстрировал 600 книг, среди них «Евгений Онегин», «Борис Годунов», «Граф Нулин», «История села Горюхина» Пушкина. «Энгель Насибулин — график. Живет в Петровском. <…> рисует миниатюры пером. <…> — писала «Литературная газета» в 2014 году. — Только работает не чернилами, а тушью. Потом, когда абрис создан, он раскрашивает рисунок акварелью. Получаются изящные и точные миниатюры».

В фондах Всероссийского музея А. С. Пушкина хранится серия офортов, выполненная художником для оформления юбилейного билета к июню 1979 года. В нее входят работы «Пушкин на фоне Петропавловской крепости», «Пушкин и М. Н. Волконская» и другие.

О. Ю. Яхнин
Лист из серии «Пушкин, он и в Китае – Пушкин». 1999

По просьбе директора музея С. М. Некрасова О. Ю. Яхнин в 2017 году передал в дар музею четыре работы из серии «Пушкин, он и в Китае — Пушкин» (1999), созданной для выставки в петербургской галерее «Борей» под впечатлением поездки в Китай. Рисунки созданы китайской черной тушью на рисовой бумаге. Художник фантазирует на одну из тем городского фольклора: «Пушкин — он и в Африке Пушкин».

Вспомним, что поэт хотел поехать за границу и 7 января 1830 года писал А. Х. Бенкендорфу: «Покамест я еще не женат и не зачислен на службу, я бы хотел совершить путешествие во Францию или Италию. В случае же, если оно не будет мне разрешено, я бы попросил соизволения посетить Китай с отправляющимся туда посольством». Бенкендорф ответил, что государь «не удостоил снизойти» на просьбу посетить заграничные страны, полагая, что это расстроит денежные дела Пушкина и отвлечет от его занятий, а «желание сопровождать миссию в Китай не может быть удовлетворено, так как все служащие уже назначены».

Л. В. Строганов
Портрет А. С. Пушкина. 2007

Ученик О. Ю. Яхнина Леонид Строганов в 2007 году создал офорт «Портрет А.С. Пушкина», а в 2010-м — серию «Ночные виды Петербурга», в которую вошли офорты «Калинкин мост», «Фонтанка», «Мойка, фонарь» и др. В 2016 году работы художника поступили в фонды Всероссийского музея А.С.Пушкина, и в 2018 году на выставке «...Сквозь магический кристалл» были представлены станковая графика, книжные иллюстрации и экслибрисы Строганова, в том числе два книжных знака, посвященных творчеству Пушкина.

Владимир Дмитриевич Румянцев писал, в основном, акварелью. Его работы полны юмора; популярность ему принесла серия «Петербургские коты». В 2018 году музей приобрел акварель Приятная встреча» (2014), где художник изобразил Пушкина в зимний день на набережной Мойки, напротив дома Аракчеева. Небольшими светло-желтыми мазками прописаны хлопья снега. Композиция построена по диагонали. Рыжий кот с широко открытыми зелеными глазами идет на задних лапах по чугунной ограде, показывает лапу, а другой держит сачок. Поэт приветствует кота, приподнимая цилиндр. Каждый может придумать для себя сказочную историю этой «Приятной встречи». Репродукцию акварели дарят детям в музее после интерактивной экскурсии-игры «Путешествие с Котом Ученым по пушкинскому Петербургу».

В. Д. Румянцев
Приятная встреча. 2014

Каждое изображение Пушкина отражает в себе представление художника о поэте. «Но у каждого из нас, — писал Александр Твардовский, — свой Пушкин, остающийся одним для всех. Он входит в нашу жизнь в самом начале и не покидает нас до конца».

Коллекция Всероссийского музея А. С. Пушкина пополняется работами художников не только XIX–XX веков, но и нового тысячелетия. Сейчас художникам дана свобода самовыражения, и порой они уходят от портретного сходства, а затем вновь возвращаются к академическим принципам в изображении. Поиск собственного почерка, пластического языка отличает выдающихся мастеров нашей эпохи. Выставки в музее, на которых экспонируются работы последних лет, позволяют нам увидеть современное видение пушкинианы.


Поделиться текущей страницей в соцсетях: