Главная » Научная жизнь » Последний год жизни Пушкина » Январь 1837

29 января (17 января по ст.ст., воскресенье)

Петербургское общество торжественно отмечает столетие княгини Н. П. Голицыной (в действительности ей исполнилось 96 лет).
Пушкины, как и многие другие, могли присутствовать в этот день в доме Голицыной.

А. И. Тургенев писал А. Я. Булгакову: «Вот тебе хроника П.[етер]бургская: вчера праздновали мы столетнее бытие княгини Нат[альи] Петр[овны], не танцевали, но съезд был довольно многолюдный. Несколько генераций теснились вокруг пра-пра-бабки; розы доморощенные увивались вокруг векового дуба. <…> Государь прислал княгине две великолепные вазы».

В начале 1834 года в «Библиотеке для чтения» вышла в свет повесть Пушкина «Пиковая дама», имевшая большой успех в свете. Поэт записал в дневнике: «Моя Пиковая дама в большой моде. — Игроки понтируют на тройку, семерку и туза. При дворе нашли сходство между старой графиней и кн[ягиней] Н[атальей] П[етровной] и, кажется, не сердятся».

Княгиня Наталья Петровна Голицына, урожденная графиня Чернышева (1741–1837), до конца своей долгой жизни пользовалась в придворных кругах непререкаемым авторитетом, будучи в родстве почти со всеми аристократическими фамилиями (по принадлежности к роду или по линии бракосочетаний). По неписаному правилу, молодые офицеры, получившие первый чин, являлись к ней, словно к верховному главнокомандующему. Девушкам, начинавшим выезжать в свет, надлежало быть представленными ей в первую очередь. В дни именин старую княгиню посещала вся царская семья, которую она принимала, сидя в кресле, вставая только перед императором.

Умерла Н. П. Голицына 20 декабря 1837 года в своем доме на Малой Морской, № 10, спустя три дня после пожара в Зимнем дворце, первый камень которого был заложен в год ее рождения.

В фондах Всероссийского музея А. С. Пушкина хранится портрет княгини Н. П. Голицыной с авторской подписью внизу справа: «Безлюдный 1831».

Княгиня Наталья Петровна Голицына (1741–1837)
А. Безлюдный
1831, Россия
Бумага, акварель


Не позднее 29 января (не позднее 17 января по ст. ст., воскресенье)

Пушкин с Жуковским посетили мастерскую Карла Брюллова.

Художник А. Н. Мокрицкий, присутствовавший в тот день в мастерской Брюллова, вспоминал, что «Карл Павлович угощал» гостей «своей портфелью и альбомами»: «Весело было смотреть, как они любовались и восхищались его дивными акварельными рисунками, но когда он показал им недавно оконченный рисунок “Съезд на бал к австрийскому посланнику в Смирне”, то восторг их выразился криком и смехом. <…> Пушкин не мог расстаться с этим рисунком, хохотал до слез и просил Брюллова подарить ему это сокровище, но рисунок принадлежал уже княгине Салтыковой. <…> Пушкин был безутешен: он с рисунком в руках стал перед Брюлловым на колени и начал умолять его: “Отдай, голубчик! Ведь другого ты не нарисуешь для меня, отдай мне этот”. Не отдал Брюллов рисунка и обещал нарисовать другой».

Дополняя воспоминания Мокрицкого, художник М. Н. Железнов уверял, что в тот же день Брюллов обещал поэту начать его портрет и даже назначил время для первого сеанса.

За несколько дней до смерти Пушкина Брюллов тяжело заболел, доктор Пеликан определил у художника лихорадку. Узнав о трагедии, случившейся с Пушкиным, Брюллов отправил А. Мокрицкого в дом на Мойку, где тот зарисовал покойного поэта.

В фондах Всероссийского музея А. С. Пушкина хранятся два акварельных рисунка И. Е. Репина, иллюстрирующих рассказ о посещении Пушкиным мастерской К. П. Брюллова. На одном из них вверху чернилами подпись: «Пушкин выпрашивает у Брюллова рисунок. Посвящается Николаю Осиповичу Лернеру». Внизу слева: «Ил. Репинъ / 1912 / 18 февраля». Рисунок был подарен И. Е. Репиным пушкинисту Н. О. Лернеру, впоследствии находился у И. К. Крейтора — владельца художественного магазина «Венеция» (Санкт-Петербург). У последнего лист купил коллекционер П. М. Догадин за 750 рублей. В 1918 году коллекционер передал свое собрание в дар городу Астрахань.

Второй рисунок из фондов Всероссийского музея А. С. Пушкина имеет подпись внизу справа: «Илья Ръпинъ / 1918 г. 18 янв.».

А. С. Пушкин у Карла Брюллова
И. Е. Репин
1912, Россия
Бумага плотная, акварель, тушь, перо


А. С. Пушкин у Карла Брюллова
И. Е. Репин
1918
Бумага, акварель, тушь, перо