Главная » Новости и события

Поздравляем с юбилеем!

Сегодня, 4 сентября 2017 года, отмечает юбилей директор Всероссийского музея А. С. Пушкина Сергей Михайлович Некрасов.

Сергей Михайлович — историк, культуролог, сценарист, заслуженный деятель искусств Российской Федерации —уже почти 30 лет возглавляет старейший Пушкинский музей России и один из крупнейших литературно-мемориальных музейных комплексов в Европе.

Автор ряда монографий и многочисленных статей по проблемам музееведения, истории русской культуры и общественной мысли XVIII-начала XIX веков, среди которых «Пушкинские перекрестки Европы», Лицейская лира. Лицей в творчестве его воспитанников», «Три эпохи музея», «Апостол добра» и многие другие. Сергей Михайлович является членом Союза кинематографистов, им написаны сценарии научно-популярных кинофильмов и художественно-публицистических телефильмов: «Да здравствует Лицей!», «Благородный книжник», «Странная жизнь Аннибала» (в соавторстве), «Русский парижанин» и другие.

Коллектив Всероссийского музея А.С. Пушкина от всего сердца поздравляет своего директора со знаменательным юбилеем!

Сегодня мы публикуем отрывки из книги юбиляра «Прошли года чредою незаметной…», жанр которой он сам определяет как заметки, рассказывающие о наиболее ярких событиях в жизни пушкинского музея, без которого автор не мыслит своей жизни.

«У каждого свой путь к А. С. Пушкину, свое особое отношение к миру поэта. Мне посчастливилось родиться в Царском Селе — в том уголке земли, который Пушкин называл своим поэтическим отечеством. <…>

И дорога к Пушкину начиналась для меня именно здесь, в поэтичнейших царскосельских парках. Однажды, в канун дня рождения поэта, меня, совсем еще маленького, привели на литературный праздник, проходивший в Екатерининском парке. <…>

Разумеется, я не знал этих строк, не знал, кто их написал, не знал, кто этот чтец, но был совершенно поражен и очарован волшебством звучавших строф. Так поэтическим потрясением в тот давний июньский день вошел в мою жизнь Александр Пушкин. <…>

Первое, что мне довелось узнать о Пушкине, — это то, что он учился в Царскосельском Лицее и провел в Царском Селе счастливейшее время своей жизни. Возможно, именно поэтому Лицей навсегда остался для меня особенным местом среди всех пушкинских мест России, а памятник поэту в Лицейском саду — лучшим из памятников А. С. Пушкину. <…>

Совсем другая обстановка в последней пушкинской квартире в Петербурге, на Мойке, 12. В отличие от Лицея и Музея-дачи в Царском Селе, хорошо знакомых и любимых с детства, в Музее-квартире поэта мне впервые довелось побывать незадолго до окончания школы. Это было 10 февраля, в день памяти А. С. Пушкина. Тогда я еще не мог предположить, что пройдет время и именно мне выпадет честь ежегодно открывать памятное собрание во дворе дома на Мойке, 12. Но вот уже много лет в морозный зимний день 10 февраля я подхожу к микрофону у памятника А. С. Пушкину и, стоя перед окнами его последней квартиры, обращаюсь к людям, пришедшим почтить память поэта. И каждый раз хочется найти какие-то новые, проникновенные, самые точные слова, чтобы сказать о трагедии, произошедшей в Петербурге зимой 1837 года, о том, что значит А. С. Пушкин для каждого из нас. <…>

Мое появление во Всесоюзном музее А. С. Пушкина в роли директора было одновременно и вполне закономерно, и в то же время абсолютно неожиданно, даже для меня самого. Я начал работать в музеях с 1967 года, когда будучи еще студентом, с увлечением водил экскурсии по залам Екатерининского дворца-музея. Затем аспирантура и работа в должности научного сотрудника Государственного музея истории религии и атеизма, защита диссертации, преподавательская работа в вузе, первые книги, вышедшие в Москве и Ленинграде. Когда в 1984 году вышла в свет моя книга о Российской Академии (Академии русского языка и словесности, просуществовавшей всего 58 лет с 1783 по 1841 год, но объединившей в своих рядах почти всех русских писателей и поэтов от Фонвизина и Державина до Пушкина и Крылова), мне предложили должность заместителя директора по научной работе в одном из петербургских музеев. К счастью, обстоятельства сложились так, что я должен был отказаться, и в тот самый момент (не знаю почему) почувствовал, что обязательно должен работать в Пушкинском музее. Никаких реальных предпосылок для этого, казалось, не было. Правда, я знал некоторых сотрудников Всесоюзного музея А. С. Пушкина. В 1975 году, когда в Пушкинском музее готовилась грандиозная выставка, посвященная 150-летию восстания декабристов, заведующая экспозиционным отделом музея Т. К. Галушко решила, что один из залов выставки будет посвящен тайным обществам, и здесь впервые будет широко освещена тема масонства в России в начале ХIХ века. В ту пору, будучи научным сотрудником Государственного музея истории религии, я работал над описанием масонской коллекции и готовился к защите кандидатской диссертации на эту тему. Вскоре к нам обратились сотрудники Всесоюзного музея А. С. Пушкина с просьбой отобрать масонские вещи для выставки и рассказать о русском масонстве как общественном явлении. Так мне впервые довелось в конкретной работе встретиться с коллегами из Пушкинского музея, где я провел несколько занятий по истории и символике русского масонства. <…>


  ПОЗДРАВЛЕНИЕ ГЛАВЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ Д. А. МЕДВЕДЕВА