Всероссийский музей А. С. Пушкина | Прадед и экспедиция особого назначения
logo

Прадед и экспедиция особого назначения

Рассказывает Евгения Александровна Трибун, специалист по связям с общественностью.

logo Водолаз Яковлев В. Г., ЭПРОТ ТОФ, фотография, 1938

Мой прадед, Яковлев Виталий Григорьевич, прошел нелегкий путь водолаза военно-морского флота. Родился он в Тверской губернии в 1911 году. Потомственный рабочий-стеклодув, он был призван в 1933 году в состав РККА и направлен на обучение в военно-морской техникум Экспедиции подводных работ особого назначения (ЭПРОН) в поселке Балаклава, который закончил по специальности «водолаз». Дальнейшая служба, вплоть до 1943 года, проходила в тихоокеанской экспедиции ЭПРОН.

Военно-морской техникум Экспедиции подводных работ особого назначения. Балаклава

Особняком стоит участие в составе экспедиции особого назначения «ЭОН-18», которая проходила с июня по ноябрь 1942 года. В начале войны наш Северный флот был недостаточно укомплектован. Крупных кораблей в его составе в то время не было вообще. Именно поэтому приказом наркома ВМФ № 00192 от 19.06.1942 г. был утвержден план перевода на Северный флот нескольких боевых кораблей из состава Тихоокеанского флота: лидер «Баку» и эсминцы «Разумный», «Разъяренный» и «Ревностный». Операция проводилась в условиях максимальной секретности, а переход кораблей по трассе Северного морского пути было необходимо завершить до окончания навигации.

Эсминцы никогда не предназначались для плаваний в Арктике, поэтому в доках Владивостока все корабли «ЭОН-18» одели в специальную «ледовую шубу» из досок и деревянных брусьев. 15 июля 1942 года корабли вышли из залива Петра Великого в Японское море и утром 30 июля пришли на Чукотку, преодолев почти весь путь от Камчатки до бухты Провидения в густом тумане.

Корабли ЭОН-18 затертые в арктических льдах. Фотография. Лето 1942

Из воспоминаний прадеда, главного старшины, командира отделения водолазов э/м «Разумный»: «Приблизились к Полярному кругу — бухта Провидения. Первый же день стоянки преподнес „сюрприз“. При подходе к причальной стенке эсминец „Разъяренный“ коснулся лопастями винта о подводную скалу и срубил все лопасти винта по ступицу. Корабль оказался неподвижен. Сигнал тревоги для группы сопровождения — и все водолазы собраны на аварийном корабле. Первым под воду спустился старший группы мичман Борисевич, он установил приспособления для съемки винта, кстати, изобретенные им же. Снятие ступицы было поручено мне. Когда работа была выполнена, я решил провентилировать скафандр перед выходом на поверхность.

Лидер Баку, танкер Локк-Батан и ледокол А. Микоян во льдах, 1942

Вот тут-то и случилось непредвиденное: как известно, в водолазном шлеме есть приспособление для стравливания излишнего воздуха, называемое головным клапаном. При нажатии на клапан для стравливания воздуха он не закрылся, и мне на голову, как в душе, полилась студеная вода, быстро наполняя скафандр. В такой ситуации от гибели меня мог спасти только немедленный подъем на поверхность… Беседка, в которой я работал, была подвешена с обоих бортов корабля на четырех пеньковых оттяжках. Пятый, тоже пеньковый, был ходовой конец. Спасла случайность. Схватившись именно за ходовой конец, я немедленно поднялся на поверхность до выхода шлема из воды. Подняться по трапу я не смог, так как вода в скафандре значительно увеличила мой вес. Удерживаясь одной рукой за трап, второй рукой я проделал ножом дыры в обеих штанинах водолазной рубахи. Через эти дыры при подъеме по трапу вода выходила из скафандра. Поднявшись на палубу корабля, я смог рассказать товарищам о случившемся со мной под водой. Ступица аварийного винта была снята водолазами с конуса гребного вала и на ее место был установлен винт с эсминца „Разумный“. Когда работа была выполнена, мы с товарищами ощутили гордость за хорошо выполненное задание. О своей ситуации я вспоминаю с улыбкой».

Орден Красной Звезды
Памятный значок участника ЭОН-18

За этот поступок мой прадед, Виталий Григорьевич Яковлев, главный старшина, командир отделения водолазов э/м «Разумный», был награжден орденом Красной звезды. В выписке из наградного листа значится: «В Чукотском море, когда ледяная глыба зашла на винты и не давала возможности сдвинуться с места кораблю, тов. Яковлев, рискуя жизнью, под водой разрезал ее на куски и освободил винты».

В середине августа 1942 года караван эсминцев встретил первые льды плотностью от 7 до 9 баллов. Именно Чукотское море стало самым сложным участком. Правда, эсминцев беспокоили не только полярные льды. В адрес «ЭОН-18» поступило сообщение о появлении в Карском море германского тяжелого крейсера «Адмирал Шеер». Однако вражеский крейсер также застрял во льдах в 50 милях от отряда и не смог причинить ему урон.

Главный старшина, командир отделения водолазов эсминца Разумный ЭОН-18 Яковлев В.Г., фотография, 1942

Караван благополучно прибыл в бухту Ваенга (ныне город Североморск) ранним утром 14 октября 1942 года. На подходе к Кольскому заливу их встретил командующий Северным флотом вице-адмирал А. Г. Головко. Всего за три месяца отряд кораблей «ЭОН-18» прошел от Владивостока до главной базы Северного флота почти 7360 миль. Труднейшая операция успешно завершилась, и через два дня «ЭОН-18» был официально расформирован, прадед вернулся на Тихоокеанский флот, а в 1943 году был направлен для прохождения службы в Волжскую, в 1944-м — Днепровскую флотилию, где участвовал в разминировании акваторий рек и подъеме затонувших судов вплоть до увольнения в запас в 1954 году в звании мичмана.

После увольнения в запас трудился в различных организациях народного хозяйства, связанных с обеспечением проводки судов по Днепру. Виталий Григорьевич Яковлев был награжден орденом «Красного Знамени», двумя орденами «Красной Звезды», медалями «За боевые заслуги» и другими государственными наградами. На своем жизненном пути прадед встретил замечательных людей, в числе которых были настоящие «легенды» водолазного дела – Ф. А. Шпакович, Ф. И.Крылов, Ф. М.Бауман, Н. А. Ховрин и другие.