«… Рисунок есть быть может, самая живая и "обнажённая" часть индивидуальности, как почерк. Вот почему трудно его подделать».
Н. П. Ульянов

В этом году исполнилось 145 лет со дня рождения искреннего и ищущего художника Николая Павловича Ульянова.

Фонды Всероссийского музея А. С. Пушкина хранят многие сокровища пушкинианы, и среди них — более ста листов графического цикла Н. П. Ульянова «Пушкин в жизни», портретное изображение поэта «Пушкин за рабочим столом», многофигурная композиция «Пушкин с женой на придворном балу», один из подготовительных этюдов к этой работе — двойной портрет, и тонкий графический портрет М. Д. Беляева.

Он родился в 1875 году, 1 мая (19 апреля по ст. ст.), а ушел из жизни в 1949 году, 5 мая. Его словно бы вела по жизни какая-то добрая властная рука, начиная со встречи с земляком — художником Василием Никитичем Мешковым, который «вызволил» подростка из иконописной мастерской и помог ему с профессиональным самоопределением, подготовил к поступлению в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, — до обнадеживающего суждения Николая Ге: «Вы будете потрясающим живописцем!».



Пушкин за рабочим столом. 1936-1937-е гг. Холст, масло



Пушкин за работой. 1936 г. Бумага, карандаш, уголь



Пушкин за работой. 1935-1937 гг. Бумага, карандаш

Биография

Родившийся в маленьком Ельце, получивший начальное образование в церковно-приходской школе и в иконописной мастерской, он в юношеские годы поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), стал любимым учеником Константина Серова и Николая Ге, писал с натуры портреты Льва Толстого, Антона Чехова, Всеволода Мейерхольда, поэта Вячеслава Иванова, стал театральным художником, оформлял спектакли МХАТа, сотрудничал и с другими театрами, благо ещё в чести была живописная декорация, а он — живописец по природе своей. В молодости Ульянов был близок к кругу художников-мирискусников, входил в группу «Четыре искусства», преподавал, был признан товарищами по цеху и даже со временем принят в академики РАХ.

«Портретируемые лица»

«Он оперирует чаще всего линией ... он динамичен»
П. Муратов и Б. Грифцов



Неизвестный фотограф с портрета В. В. Вересаева работы Н. П.Ульянова 1928 года.
1920-30-е гг. Позитив коричневый.

Молодой Николай Ульянов, вырвавшись из провинции в Москву, с головой окунулся в художественную жизнь, искал школу, мастера, направление, но поиски эти были не только в изобразительном искусстве, но и в среде поэтов, литераторов и тонких интеллектуалов. П. П. Муратов, знаток итальянского искусства, автор чарующих «Образов Италии» и один из лучших русских прозаиков Б. К. Зайцев, писатель и исследователь судеб Пушкина и Гоголя В. В. Вересаев, скульптор А. С. Голубкина, режиссёр В. Э. Мейерхольд — это и друзья, и объекты изображения, «портретируемые лица».

Живописный талант и витальность, искренняя увлеченность постижением нового, вероятно, и привлекали к Николаю Ульянову друзей, вот почему на портретах его кисти они не статичны, а полны жизни, иронии, страсти, любопытства...

Вглядываясь в портреты, созданные художником, понимаешь, что привело его в театр, что «обратило в театральную веру»: ему интересно душевное движение изображаемого, портретируемого, сложность эмоций, но выразить это в живописном или графическом произведении может только мастер. Возможно, самыми яркими примерами такой эмоциональной выразительности являются портреты двух поэтов — Вячеслава Иванова и Александра Пушкина.

Работа над образом поэта

И если портрет человека «эпохи сумерек» — символиста, умника и ироника Вячеслава Иванова, — это в прямом смысле портрет, то с образом Пушкина все намного сложнее: здесь портрет перерастает в жанр, преодолевая условности группового, а точнее, двойного портрета. Да и жанр в этой работе обретает черты театральности — настолько экспрессивно выстроена композиция этого живописного полотна.

По воспоминаниям художницы Елены Плехан, Ульянов с 1916 года до конца жизни работал по пушкинской теме: «Гипсовая маска Пушкина висела над письменным столом Ульянова. Он любил говорить о Пушкине, его времени, фантазировал...».

Пушкин и Наталья Николаевна перед зеркалом: мы видим их одновременно в разных ракурсах. Это один из излюбленных приемов волшебного Вермеера Дельфтского. Прием этот дает возможность дополнительных выразительных подробностей. Мы можем сравнивать реакции двух персонажей на ситуацию, на фоне которой не просто застыли «действующие лица». Сложные психологические переживания в мимической выразительности лица Пушкина, спокойная уверенность в безупречности своей победительной красоты Натальи Николаевны, тревожный колорит картины с преобладанием темно багровых тонов — всё словно прелюдия к трагедии...



А. С. Пушкин и Н. Н. Пушкина перед зеркалом в Аничковом дворце.
1935-1937 гг. Холст, масло



Эскиз к картине «А. С. Пушкин и Н. Н. Пушкина на придворном балу перед зеркалом»
19(35-37) гг. Картон, масло



А. С. Пушкин и Н. Н. Пушкина на придворном балу перед зеркалом.
Вариант. 1948-1949. Картон, масло

Николай Павлович Ульянов долго и осторожно приближался к работе над образом Пушкина. Первые подходы к теме относятся к 1906 году, когда, по словам художника, он сделал пробные наброски. Вот как вспоминал он об этом позднее: «Я помню этот день очень ясно — было холодно, шел дождь, и, как бы согреваясь теплом пушкинской темы, я стал набрасывать композицию». Потом был долгий перерыв в 10 лет, и новая попытка...

Несомненно, очень важную роль в решении углубиться в постижение пушкинского творчества, чтобы создать изобразительную, свою, оригинальную версию, имело дружеское окружение художника и, прежде всего, — М. Д. Беляев, ученый-пушкинист, инициатор создания музея А. С. Пушкина на Мойке, 12, и В. В. Вересаев, автор документального жизнеописания поэта «Пушкин в жизни».





Портрет М. Д. Беляева. 1923 г. Бумага, карандаш

«Пушкин в жизни»

Не случайно так называется и большой цикл графических листов, выполненный художником в 1930-е годы. Ульянов-график в свободном рисунке словно бы перелистывает страницы пушкинской жизни, нисколько не подражая беглости его пера, создавая оригинальные образы, перекликающиеся с творчеством поэта.



Пушкин-лицеист в парке. 1936 г. Бумага, уголь



Пушкин с женой в Петергофе. 1937 г. Бумага, акварель, уголь



Пушкин на ярмарке у Святогорского монастыря. 1930-е гг. Бумага, акварель

Ульянов был щедро одарен не только талантом художника, но и талантом писателя, мемуариста. Он — художник думающий, сомневающийся, ищущий свою манеру и тему, рефлектирующий и выражающий свои мысли и чувства в разных жанрах.

Интересны его мысли о работе над образом поэта: «Если в ранний период своей биографии Пушкин интересовал меня как свободолюбивая личность, поэт неукротимой жизненной силы, то в последнем периоде, связанном с высшим светом, он трогал уже как личность, трагически обреченная… Последние годы жизни Пушкина казались настолько богатыми драматическими сюжетами, что давали возможность создать бесчисленное множество рисунков и картин. Такие сюжеты могли вылиться в причудливые многофигурные композиции. Самая эта обстановка „золотого зверинца“, дворцовых интерьеров, придворных и военных мундиров в контрасте с образом гениального человека создавала трагедию». Более 20 лет волновал его сюжет будущей картины, он начинал делать наброски композиции, искал натурщиков, обдумывал детали интерьера, костюмов, но прежде всего его занимал образ поэта в состоянии крайнего душевного напряжения. Это напряжение подчеркнуто сопоставлением с бесстрастным спокойствием лица той, которую он называл «чистейшей прелести чистейший образец».

По свидетельству современников, для образа Натальи Николаевны позировала художнику одна из первых красавиц его времени — актриса и режиссер Юлия Солнцева, запомнившаяся зрителям по кинофильму «Аэлита». Портретные черты Пушкина художник изучал не столько по прижизненным портретам поэтам, хотя и они были проштудированы, но рассматривая, изучая посмертную маску и делая наброски с нее в разных ракурсах.

Любопытно, что и графический цикл «Пушкин в жизни», и живописное полотно «А. С. Пушкин и Н. Н. Пушкина на придворном балу», и портретная работа «Пушкин за рабочим столом» создавались практически в одно время. Все они датируются 1930-1940 годами годами, но и листы графического цикла, и живописные полотна свидетельствуют о трудном пути постижения художником загадки феномена Пушкина…

И в этом ряду важно отметить отличие живописного портрета поэта от его изображения в многофигурной композиции. Думаю, что точнее всего это выразил сам художник, определив, что Пушкин был для него «источником сложного и радостного волнения».



Пушкин в Михайловском. 1936 г. Бумага, уголь



Пушкин с женой. 1939 г. Бумага, уголь, растушка



Пушкин на природе. 1944 г. Бумага, карандаш



Пушкин в Тригорском. 1949 г. Бумага, акварель, гуашь



Пушкин в книжной лавке Смирдина. 1949 г. Бумага, уголь



Дуэль Пушкина с Дантесом. 1942 г.

Наверх