Всероссийский музей А. С. Пушкина | «Боевой карандаш»
logo

«Боевой карандаш»

Впечатления военной поры давали импульс не только для написания поэтических строк, но и для создания изобразительных материалов. Среди рисунков, выполненных в 1812–1814 гг. и в 1941–1945 гг., — произведения и профессиональных художников, и любителей.


logo


А. И. Дмитриев-Мамонов (1788–1836)
Бородино
26 августа 1812 г.
Бумага, тушь, перо

Среди самых ценных экспонатов музея, относящихся к 1812 г. — рисунок А. И. Дмитриева-Мамонова «Бородино», сделанный во время сражения за «Багратионовы флеши».

На нижнем поле слева: «trieff-Mamonofffecit», в центре: «26 Августа 1812», правее: на листе рукой автора написано: «Рисовано во время самаго сраженiя», а на обороте: «Сраженie при Бородинъ/ 1812 г. Авг. 26. — рисовано /очевидцемъАлександромъ/ Ивановичемъ Мамоновымъ».



А. О. Орловский (1777–1832)
Отдыхающий солдат
1813
Бумага, акварель, тушь

На рисунке известного графика А. О. Орловского «Отдыхающий солдат» изображен рядовой труженик войны, выдворивший врага за пределы своего Отечества.


Большой популярностью во время Отечественной войны 1812 г. и Заграничных походов русской армии пользовались гравюры по рисункам И. И. Теребенева, выполненные в традиции народной картинки. В этих листах запечатлены события и герои народной борьбы с захватчиками.


И. И. Теребенев (1780–1815)
Французский вороний суп
1813–1815 гг.
Русские народные картинки из собрания Д. А. Ровинского (1824–1895). Лист № 395
Бумага, гравюра водкой

Свету целому известно,
Как платили мы долги.
И теперь получат честно
За Москву платёж враги.
Побывать в столице — слава!
Но умеем мы отмщать:
Знает крепко то Варшава,
И Париж то будет знать!

Хоть Москва в руках французов,
Это, право, не беда! —
Наш фельдмаршал князь Кутузов
Их на смерть впустил туда.
Вспомним, братцы, что поляки
Встарь бывали также в ней;
Но не жирны кулебяки —
Ели кошек и мышей.

Ив. Кованько. Солдатская песня. 15 сентября 1812




И. И. Теребенев (1780–1815)
Французский вояжер в 1812 году
1813–1815 гг.
Русские народные картинки из собрания Д. А. Ровинского (1824–1895). Лист № 386
Бумага, гравюра водкой

 


Без подписи
Французы голодные крысы, в команде у старостихи Василисы
1-я треть XIX в.
Русские народные картинки из собрания Д. А. Ровинского (1824–1895). Лист № 480
Бумага, раскрашенная гравюра

 


Без подписи
Бабушка Кузьминишна угощает французских мародеров щами
1-я треть XIX в.
Русские народные картинки из собрания Д. А. Ровинского (1824–1895). Лист № 486
Бумага, раскрашенная гравюра

«Мой лагерь… был переполнен крестьянами, вооруженными самым разнообразным оружием, отбитым у неприятеля. Каски, кирасы, кивера и даже мундиры разных родов войск и наций представляли странное соединение с бородами и крестьянской одеждой …»

Ив. Кованько. Солдатская песня. 15 сентября 1812


В. Лапин
Терентьевна доколачивает башмаком беспардонного французского солдата
1-я треть XIX в.
Русские народные картинки из собрания Д. А. Ровинского (1824–1895). Лист № 484

Без подписи
Крестьянин Павел Прохоров…
1-я треть XIX в.
Русские народные картинки из собрания Д. А. Ровинского (1824–1895). Лист № 502
Бумага, раскрашенная гравюра

 

Оторванные от родителей, 13–14-летние однокашники А. С. Пушкина не только откликались юношескими стихами на события войны, но и часто выбирали военную тему для занятий на уроках рисования. Для первых лицеистов наполеоновское нашествие стало главным переживанием отрочества.


Ф. Ф. Матюшкин (1799–1872)
Француз, стреляющий ворон
Ученический рисунок лицеиста
1813
Бумага, акварель, орешк. чернила, перо


К. Д. Костенский (1797–1830)
Гусар на коне
Ученический рисунок лицеиста
10 августа 1813 г.
Бумага, тушь, перо


А. Д. Илличевский (1798–1837)
Казак и француз
Ученический рисунок лицеиста
1813
Бумага, тушь, перо


Летопись событий Великой Отечественной войны создали советские художники.

Фронтовиками были М. К. Аникушин, Г. Д. Гликман, В. М. Звонцов, В. Г. Старов, В. Г. Борискович. В блокадном Ленинграде работали А. П. Остроумова-Лебедева, Д. И. Митрохин, В. М. Конашевич, Т. . Бруни, К. И. Рудаков, А. Ф. Пахомов, Н. А. Павлов, Л. С. Хижинский и многие другие живописцы, графики, скульпторы.

Среди наиболее ценных экспонатов нашего музея, выполненных в годы войны, — серия иллюстраций К. И. Рудакова к пушкинскому роману в стихах «Евгений Онегин», над которой он работал в 1941–1945 гг. Ленинградский художник А. В. Каплун зимой 1942 года делал зарисовки видов города, в том числе запечатлел могилу лицейского друга Пушкина А. А. Дельвига в Александро-Невской лавре. Художник Л. А. Бруни в 1942 г. оказался в разрушенном фашистами имении Гончаровых Полотняный Завод в Калужской области и оставил для нас свое документальное свидетельство. В рисункеА. М. Критской «Памятник А. С. Пушкину в Москве в окружении танков» отразилась обстановка в прифронтовой столице в самом начале войны.



А. М. Критская
Москва. Памятник А. С. Пушкину
1941
Бумага, тушь

Анна Михайловна Критская (1898 – 1972)
График, член Союза художников СССР. Участница Ассоциации художников-графиков при Доме печати. Во время Великой Отечественной войны жила и работала в Москве.



Л. А. Бруни
Полотняный Завод. Имение Гончаровых
1942
Бумага, акварель, карандаш

Лев Александрович Бруни (1894–1948)
Художник, иллюстратор, военный корреспондент. Родился в селе Алексеевка в Новгородской губернии в семье академика архитектуры А. А. Бруни, мать — А. А. Соколова — внучка известного портретиста П. Ф. Соколова. В 1903–1908 гг. учился в Тенишевском училище, вольнослушателем посещал Академию художеств: мастерские Я. Ф. Ционглинского, Ф. А. Рубо, Н. С. Самокшина, в 1912–1913 гг. учился в Академии Жюлиана в Париже. В 1914 г. вместе с П. Митуричем работал иллюстратором в журналах «Голос жизни», «Вершины», «Новом журнале для всех», иллюстрировал произведения русских классиков, участвовал в выставках объединения «Мир искусства».



А. В. Каплун
Могила А. А. Дельвига в Александро-Невской лавре
1942
Бумага, акварель, гуашь, карандаш

Каплун Адриан Владимирович (1887–1974)
График, живописец, педагог. Родился в Перми. В 1905–1906 гг. учился в Строгановском училище в Москве, в 1913–1914 гг. стажировался за границей. С 1922 г. работал в Ленинграде как книжный иллюстратор. Во время Великой Отечественной войны остался в городе, участвовал в создании агитационных плакатов. В 1944-м выпустил серию литографий, посвященных разрушенным пригородам: «Петродворец. Пушкин. Павловск». Наиболее известные его работы, выполненные в блокадном городе, — «У Горного института», «Блокада» (1943).



К. И. Рудаков
А. С. Пушкин
1940-е гг.
Бумага, карандаш

Константин Иванович Рудаков (1891–1949)
График, педагог. Родился в Петербурге в семье художника-декоратора Мариинского театра. Занимался в частных студиях у П. Чистякова и В. Савинского, в «Новой художественной мастерской» у М. Добужинского, Е. Лансере и Б. Кустодиева. В 1918–1922 гг. учился в Академии художеств на архитектурном и живописном факультетах. С середины 1930-х преподавал в графической мастерской (вместе с П. А. Шиллинговским и И. Я. Билибиным). Автор циклов иллюстраций к произведениям русских классиков, в том числе к «Евгению Онегину» А. С. Пушкина, работа над которыми продолжалась с 1934 по 1949 г. Во время блокады создал иллюстрации к романам Л. Н. Толстого «Война и мир» и «Анна Каренина», к комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». В 1942–1943 гг. выполнял эскизы костюмов к «Ревизору Гоголя, к оперетте И. Кальмана «Принцесса цирка» и к комедии Шекспира «Много шума из ничего» (из всех театральных замыслов была осуществлена только «Принцесса цирка»). Сделал несколько портретов своих современников: «Женский портрет» (1941), «Девушка — боец МПВО» (1942), «Дружинница» (1943).




К. И. Рудаков
«Евгений Онегин». Иллюстрация к роману в стихах А. С. Пушкина
1945
Бумага, акварель, белила, карандаш

 


В годы войны в городах не прекращалась музыкальная, театральная, художественная жизнь. Открывались выставки, проходили творческие вечера известных художников. В нашем музее хранится пригласительный билет на один из таких вечеров мэтра ленинградской графической школы А. П. Остроумовой-Лебедевой.



Пригласительный билет на вечер А. П. Остроумовой-Лебедевой
28 июня 1943 года

Ленинград, Нижегородская ул. 10, кв. 4
Бумага, печать

Анна Петровна Остроумова-Лебедева (1971–1955)
Гравер, живописец, акварелист, мастер пейзажа. Народный художник РСФСР (1946), действительный член АХ СССР (1949). Родилась в семье сенатора, магистра богословия П. И. Остроумова. В 1889–1892 гг. посещала Центральное училище технического рисования барона Штиглица, где училась у В. В. Матэ. Затем перешла в Академию художеств (ученица И. Е. Репина, К. А. Савицкого и П. П. Чистякова), которую окончила в 1900 г. В 1898–1899 гг. работала в Париже в мастерской Дж. Уистлера. С 1899 г. активно участвовала в деятельности художественных объединений «Мир искусства» и «Четыре искусства» (с 1924 г.). В 1918–1922 гг. преподавала в Высшем институте фотографии и фототехники, в 1934–1935 гг. — в Академии художеств. Положила начало возрождению русской оригинальной (в том числе цветной) ксилографии, работала в технике литографии и акварели. Во время Великой Отечественной войны осталась в блокадном Ленинграде, где создала серию графических образов города.



Пригласительный билет на выставку «Пушкин в изобразительном искусстве» 30 мая — 10 июня 1942 года
Ленинград, Общество камерныхконцертов, Малый зал
Бумага, печать