Всероссийский музей А. С. Пушкина | Электронная выставка «Почетный гражданин кулис…»
Главная » Выставки » Архив выставок

Электронная выставка «Почетный гражданин кулис…»

28 марта—26 декабря 2019


Медиацентр Всероссийского музея А. С. Пушкина

Выставка, приуроченная к Году театра в России, представляет оцифрованные материалы из музейного собрания. Название выбрано неслучайно: строка из пушкинского «Евгения Онегина» переносит в театральный Петербург XIX столетия.

На выставке можно увидеть портреты драматургов, служителей и завсегдатаев театра, упоминаемых в романе «Евгений Онегин», портреты актрис, игру которых видел, а затем описывал Пушкин в своих произведениях, виды столичных театров, жанровые сценки.

Особо примечательны редко выставляемые экспонаты, например карандашный портрет Е. С. Семеновой, выполненный В. А. Тропининым (1816) по гравюре Н. И. Уткина с оригинала О. А. Кипренского; малоизвестный портрет А. А. Шаховского (1819); силуэт В. В. Гельмерсена «Онегин в театре»; жанровые сценки из альбома «Погибшие, но милые созданья» (середина XIX в.); театральные зрительные трубки.

В 1817 году Пушкин окунулся в водоворот столичной жизни: недавний выпускник Царскосельского Лицея становится завсегдатаем зрительного зала. Начало творческой биографии поэта совпало с расцветом русского профессионального театра. Впечатления А. С. Пушкина отразились в «Руслане и Людмиле», а затем в театральных эпизодах «Евгения Онегина». 

«Почетный гражданин кулис» ― это не только постоянный посетитель театра, но и требовательный зритель, знаток и ценитель игры актеров.  Истинные театралы поддерживали дружеские отношения с актерами, организуя в партере «партии» поклонников, принимали активное участие в закулисных интригах, «ошикивая» или «охлопывая» актеров и актрис.

Столичная публика была весьма пестрой. Страсть к театру питали  не только знатные вельможи,  помещики, молодые аристократы, гвардейские офицеры, но и торговцы, приказчики, слуги. В театральном зале социальная иерархия  столицы проявлялась наиболее зримо: зритель занимал место, соответствующее его общественному положению. Самыми дорогими были   места в ложах, самыми дешевыми ― на балкон и галерку.

В Петербурге постоянно действовали несколько театральных трупп: русская, немецкая и французская. При Александре I зрители предпочитали балет, оперу или французскую драму. При Николае I в моду вошли спектакли русской труппы с участием драматических, оперных и балетных артистов. Репертуар русского театра пушкинского времени разнообразен: от трагедий Озерова и Расина до комических опер, интермедий, дивертисментов. Замечательное явление театральной жизни ― балеты Шарля Дидло. Увлекательные сюжеты и зрелищные действа собирали полные залы. В балетах Дидло  блистала Евдокия Истомина. 

Режиссером русской драматической труппы долгое время был А. А. Шаховской. Он не только ставил спектакли, заведовал репертуаром, но и сам был весьма плодовитым драматургом. Более всего ему удавались легкие, веселые комедии. 

Выставка не претендует на исчерпывающий рассказ о театральной жизни пушкинской эпохи. Это лишь напоминание современному зрителю об одном из центральных произведений русской классики — романе в стихах «Евгений Онегин» и приглашение совершить виртуальную прогулку  в  «волшебный край» театра.

Открытие состоится 28 марта в 18:00, вход ― свободный.
В день открытия  выставки состоится лекция «Театр пушкинского времени». Лектор  — специалист по экскурсионно-просветительской работе Вера Анатольевна Царёва. 

Режим работы Медиацентра: пн., ср., пт., сб., вс.: 10:30–18:00; чт.: 12:00–20:00. Касса закрывается на час раньше.
Адрес: Музей-усадьба Г. Р. Державина (наб. реки Фонтанки, 118), Западный корпус, 2-й этаж. Справки по тел.: (812) 493-45-48
Стоимость билета: для взрослых — 120 руб., для лиц, не достигших 16 лет, — бесплатно, для пенсионеров — 60 руб.