Выставка «Достоевский и Некрасов. Собратья по перу. Сближения и расхождения»
8 октября – 11 ноября 2021 года
Музей-усадьба Г. Р. Державина, залы 1-го этажа Западного корпуса
Экспозиция, созданная в залах Музея-усадьбы Г. Р. Державина, продолжает серию выставок совместного проекта Мемориально-литературного музея Ф. М. Достоевского (Санкт-Петербург) и некрасовских музеев России, подготовленного к 200-летию со дня рождения двух писателей.
Передвижная выставка уже экспонировалась в Доме-музее Н. А. Некрасова в Чудово, в Музее-заповеднике Н. А. Некрасова в Карабихе. И в каждом музее, посвященном творчеству поэта, к материалам передвижной выставки Музея Ф. М. Достоевского добавлялись мемориальные предметы из собраний некрасовских музеев.
На выставке в Музее-усадьбе Г. Р. Державина посетители смогут увидеть мемории из фондов Музея-квартиры Н. А. Некрасова на Литейном проспекте. В витринах размещены личные вещи поэта: чернильница, пресс-папье, ручка из слоновой кости, нож для разрезания бумаги, медный самовар с ручками и краном в виде оленьих голов, утиный манок, пресс для бумаг с фигурой собаки, один из выпусков журнала «Отечественные записки». После закрытия экспозиции эти предметы вернутся в интерьеры мемориальной квартиры поэта.
Название выставки во всей полноте отражает тему экспозиционного рассказа. Некрасов и Достоевский принадлежали одному поколению. Их имена были постоянно на первом плане литературной жизни 1840-х — 1870-х годов. Некрасов первым разглядел огромный талант Достоевского, опубликовав его дебютный роман «Бедные люди в «Петербургском сборнике» (1846), где были напечатаны и его собственные ранние стихи. Первое дружеское сближение навсегда осталось в памяти обоих писателей, хотя в дальнейшем их пути то расходились, то пересекались. Достоевский пережил каторгу и ссылку и на целое десятилетие был выброшен из литературной жизни. В поэме «Несчастные» (1856) Некрасов изобразил Достоевского-каторжника под прозвищем Крот.
В1860-х гг. они были в разных станах бурной общественной жизни. Почвеннический журнал «Время» братьев Достоевских полемизировал с радикальным «Современником», издававшимся Некрасовым.
Однако интерес к творчеству друг друга был у них всегда. И здесь проходит глубинная линия связи двух писателей. Некрасов очень высоко оценил роман Достоевского «Подросток», который напечатал в 1874 г. на страницах своего журнала «Отечественные записки». Достоевский называл Некрасова «одним из самых страстных, мрачных и „страдающих“ наших поэтов». Строки из разных некрасовских стихотворений вошли в образную ткань таких его произведений, как «Записки из подполья», «Преступление и наказание», «Подросток», «Братья Карамазовы». В Некрасове Достоевский видел «общечеловека», русского кающегося дворянина, но в сердце своем носящего образ народа, понимающего его характер, чувствующего его боль. В «Дневнике писателя» за 1873 год Достоевский публикует статью, посвященную стихотворению «Влас», в котором поэт создал «величавый образ народный».
В «Дневнике писателя» за 1877 год, в статье «Смерть Некрасова», Достоевский написал о своей любви к его поэзии и определил главное в духовном и творческом облике поэта: «Он шел и бился о плиты бедного сельского родного храма и получал исцеление… В любви к народу он находил какой-то незыблемый и святой исход всему, что его мучило». В этой статье Некрасов предстает как один из выдающихся «русских скитальцев», о которых в 1880 году Достоевский напишет в своей «Пушкинской речи».
Вход на выставку:
по единому билету — 300 рублей
по билету на выставку —100 рублей
по бесплатному билету — для льготных категорий граждан