Всероссийский музей А. С. Пушкина | Выставка «Физионотрас в собрании Всероссийского музея А. С. Пушкина»
Главная » Выставки » Архив выставок

Выставка «Физионотрас в собрании Всероссийского музея А. С. Пушкина»

17 марта – 16 апреля

1 зал Основной литературно-монографической экспозиции «А. С. Пушкин. Жизнь и творчество».

На выставке представлены портреты из коллекции музея, выполненные в уникальной технике физионотрас, популярной в конце XVIII – начале XIX века.

17 портретов из коллекции Всероссийского музея А. С. Пушкина были выполнены двумя мастерами: Э. Кенедей и Э. Бушарди (1797-1849), которые работали в Париже в первой четверти XIX века. На выставке эти работы впервые экспонируются в полном объеме.

Большую часть коллекции музей получил от Владимира Николаевича Грусланова.

В 1784 году гравер, виолончелист королевской капеллы в Версале Жиль–Луи Кретьен изобрел рисовальную машину – физионотрас (от фр. physionomie — физиономия, облик, черты лица, trace — след, черта, линия), которая представляла собой конструкцию в рост человека из деревянных брусков, внутрь которой садилась модель. Внутри физионотраса был пантограф (механический прибор для копирования рисунков и чертежей в нужном масштабе, основанный на принципах подобия геометрических фигур) с видоискателем. Профиль модели выделялся на фоне экрана, а оператор-портретист, находившийся позади аппарата, брался за ручку пантографа и обводил черты клиента, которые наблюдались через визир. Другое плечо пантографа, где был закреплен карандаш, точно повторяло все движения оператора. Вся процедура занимала несколько минут. В итоге на листе бумаги, прикрепленной к планшету, появлялось почти точное изображение модели. Физионотрас давал рисунок в натуральную величину. Затем портрет можно было уменьшать либо увеличивать пантографом до требуемого размера. Обычно рисунок вписывался в круг или овал. По желанию заказчика по исходному рисунку делались клише на медных пластинах, с которых можно было делать многочисленные копии.

Позднее к Кретьену присоединился английский художник Эдме Кенедей (1756-1830), познакомившийся с новым изобретением. Так Кретьен и Кенедей объединили свои усилия для создания коммерческой студии по изготовлению портретов. Рекламное объявление гласило: «Господин Кретьен, музыкант королевской капеллы, изобрел прибор, с помощью которого делается портрет заданной величины, в профиль или в ¾, за 3 или 4 минуты, причем не надо уметь рисовать».

Новая техника вызвала большое интерес среди разных слоев общества, стала модной и обрела популярность не только во Франции и Европе, но и в Америке.

На камерной выставке широкая популярность физионотраса наглядно представлена разнообразием лиц: военных, литераторов, ученых, путешественников. Среди равноценных работ можно выделить несколько нетипичных: портрет Т.А.Никоновой - редкое изображение, где портретируемая изображена в фас, а не в профиль. Также интересен уникальный портрет В.А. Жуковского и А.И.Тургенева, который принято считать единственным двойным изображением, выполненным в этой технике.

Физионотрас не редко называют предтечей фотографии и с появлением дагерротипа и тальботипии он потерял свою практическую ценность и утратил популярность.

Экспозиция собрана на материале исключительно Всероссийского музея А. С. Пушкина и дополнена подробной презентацией, рассказывающей об особенностях техники физионотрас и ее истории с использованием материалов из открытых источников.

Посещение выставки — по входному билету в музей.


МЕРОПРИЯТИЯ НА ВЫСТАВКЕ

Экскурсии по выставке с куратором:
19 и 26 марта в 12:00
Посещение экскурсии по входному билету в музей и на сайте продажи билетов.