Всероссийский музей А. С. Пушкина | Выставка «Многоликий Пушкин»
Главная » Выставки » Архив выставок

Выставка «Многоликий Пушкин»

6 июня — 16 сентября 2019


Основная литературно-монографическая экспозиция «А. С. Пушкин. Жизнь и творчество», Зеленый зал

Выставка из собрания Всероссийского музея А. С. Пушкина, приуроченная к 220-летию со дня рождения поэта, дает возможность разглядеть его образ, составленный из живописных, графических и скульптурных портретов, созданных художниками разных эпох, направлений и стилей.

Выставка «Многоликий Пушкин» — это своего рода универсальный образ поэта, созданный многими поколениями русских художников. Память о нем, обаяние его личности, магическое воздействие стихов волновали и продолжают волновать живописцев, графиков, скульпторов, и у каждого — «свой Пушкин».

Особенность выставки в том, что она соседствует с двумя важнейшими экспозициями музея – мемориальной квартирой поэта и литературной экспозицией «А. С. Пушкин. Жизнь и творчество», в которых представлены главные шедевры нашей коллекции — прижизненные портреты Пушкина работы В. Тропинина, П. Соколова, И. Вивьена, братьев Г.и Н. Чернецовых и других художников первой половины ХIХ века. Выставка должна стать естественным продолжением знакомства с иконографией поэта.

«Зачем твой дивный карандаш рисует мой арапский профиль?» — вопрошал поэт художника. Этот вопрос задаем и мы, вглядываясь в галерею портретов, и понимаем, что время, культурный контекст эпохи и глубина личности художника, который работал над образом поэта, тоже являются частью послания, адресованного нам, зрителям.

Изобразительная пушкиниана обширна и, кажется, нет ни одного значимого художника, который не предложил бы свою версию облика поэта. После смерти Пушкина к его образу обращались К.-П. Мазер, И. Айвазовский, И. Репин, В. Серов, К. Сомов, А. Бенуа, Б. Кустодиев, В. Шухаев и многие другие живописцы и графики. Их работы восходят к автопортретам поэта, его прижизненным изображениям и посмертной маске. Очень важны были для художников и воспоминания современников о том, какое впечатление производила на окружающих внешность Пушкина и суждения о ней.

«…Повеса вечно праздный, потомок негров безобразный…», который, по словам няни Арины Родионовны, «хорош не был, а молод был», физиономическими особенностями и удивительной родословной чудесным образом «вписался» в эстетический канон романтизма. Хотя Пушкин почти никогда не был инициатором создания своих изображений, его рисовали и писали художники, лепили скульпторы… Нам знаком и юный лицеист с акварельного портрета работы неизвестного художника и гравюры Е. Гейтмана, и поэт-романтик, запечатленный О. Кипренским, и мудрый мыслитель с «халатного» портрета В. Тропинина…

Совсем другой образ поэта возникает в творческом воображении художников после его трагической гибели — это прежде всего образ творца, писателя. Первым в ряду подобных изображений является портрет работы К.-П. Мазера. На портрете, заказанном другом Пушкина П. В. Нащокиным в 1839 году, поэт изображен в кабинете, в окружении книг и в момент творчества

Постепенное осмысление масштаба личности поэта создавало и новые смыслы в изобразительной пушкиниане. Своеобразной вехой такого осмысления стала подготовка к первому празднованию пушкинского юбилея в 1899 году. Зримым выражением этого постижения стал памятник Пушкину работы А. Опекушина, установленный в Москве 6 (18) июня 1880 года, а в 1884 году вариант этого же памятника был воздвигнут и в Петербурге. Лирический трагизм и строгая достоверность творения Опекушина создают новую трактовку образа Пушкина. Всероссийский музей А. С. Пушкина гордится, что в его коллекции — одна из моделей памятника и скульптурный портрет поэта.

Художники, творившие на рубеже ХIХ–ХХ веков, по-своему прочли не только творчество Пушкина, но и его судьбу, словно предвосхищая пронзительное суждение В.Ф. Ходасевича: «это мы условливаемся, каким именем нам аукаться, как нам перекликаться в надвигающемся мраке».

Многоликий Пушкин представлен на выставке работами В. Серова, А. Бенуа, К. Сомова, Б. Кустодиева, В. Масютина, К. Петрова-Водкина, А. Платунова, В. Шухаева и других.

В преддверии юбилейных пушкинских торжеств 1937 года создавали свои произведения такие сложные и разные художники, как Н. Ульянов, В. Фаворский, А. Кравченко, Н. Кузьмин, К. Рудаков, и их произведения по праву вошли в золотой фонд собрания музея.

Каждый художник высвечивает, оттеняет в портрете поэта то, что волнует его и чем «дышат почва и судьба». Художники, прошедшие и пережившие Вторую мировую войну, создавали светлый и жизнеутверждающий образ поэта. Ярким выражением этой традиции служит памятник Пушкину скульптора М. Аникушина и архитектора В. Петрова, установленный 19 июня 1957 года в Ленинграде на площади Искусств. Один из вариантов скульптурного портрета поэта для этого памятника работы великого мастера представлен на выставке.

«Тебя ж, как первую любовь, России сердце не забудет!» — эти строки Ф. Тютчева можно было бы поставить эпиграфом к выставке пушкинских портретов, потому что пока стихи его живы для нас и внятны уму и сердцу, художники будут искать разгадку тайны воздействия мысли и творчества великого поэта. Эту тайну разгадывали К. Юон, Е. Моисеенко, В. Васильковский, Г. Гликман, А. Неймарк… Она занимала воображение и наших современников — Н. Дронникова, Г. Додоновой, Ю. Люкшина, В. Мишина, Г.А.В. Траугот, О. Яхнина…

Вход посетителей на выставку:
— по билету литературно-монографической экспозиции «А.С. Пушкин. Жизнь и творчество»;
— по билету на выставку — 100 руб.
— по бесплатному билету для детей школьного возраста и льготников


ПОРТРЕТЫ ПУШКИНА. ШЕСТЬ ИСТОРИЙ (.pdf, 5,4 MB)