Всероссийский музей А. С. Пушкина | Выставка «На оный путь – журнальный путь…»
Главная » Выставки » Архив выставок

Выставка «На оный путь – журнальный путь…»

10 декабря 2021 – 15 февраля 2022


Музей-квартира Н.А. Некрасова

Николай Алексеевич Некрасов вошел в историю русской культуры не только как национальный поэт, но и как редактор и издатель дух популярных во второй половине XIX века журналов — «Современник» и «Отечественные записки».

Представленные на выставке портреты писателей и сотрудников некрасовских журналов составляют музейный текст, рассказывающий о значимых моментах в истории журнала «Современник», которому в январе следующего 2022 года исполнится 175 лет, и об истории взаимоотношений внутри его редакции.

Виды Петербурга дают представление о некоторых моментах биографии Некрасова. На Сенную площадь, как он сам впоследствии вспоминал, в первые месяцы пребывания в Петербурге, оставшись без средств к существованию, он отправлялся ежедневно, и «там за 5 копеек или за кусок белого хлеба писал крестьянские письма, прошения». Гравюра с изображением Владимирской площади — напоминание о том, что недалеко от нее, в Поварском переулке Некрасов жил в 1846 году, когда готовил к выпуску «Петербургский сборник». В нем он открыл читателям новое имя, напечатав роман Достоевского «Бедные люди». Еще одна гравюра, в центре которой слева от Аничкова моста (за Фонтанкой) – Дом Лопатина, где жил в 1842-1845 годах В. Г. Белинский; к нему в этот дом часто приходил Некрасов. Рядом —портрет В. Г. Белинского. Задуманный в 1846 году Некрасовым и Панаевым журнал «Современник» должен был стать трибуной для Белинского, главного идеолога и критика журнала «с направлением», как говорил Некрасов.

Каждый из портретов, представленных на выставке, связан с определенным событием, в биографии Н. А. Некрасова. Первым, кто ввел совсем юного Некрасова в мир литературы и журналистики, был Н. А. Полевой. В его журнале «Сын отечества» Некрасов уже осенью 1838 года напечатал несколько своих стихотворений, а вскоре был приглашен Полевым и в качестве сотрудника журнала. Портреты А. С. Пушкина, П. А. Плетнева и А. В. Никитенко — история журнала «Современник», первые номера которого за 1836 и 1847 годы можно увидеть в витрине. Открывать новые журналы в России 1840-х было невозможно («И без того достаточно», — говорил Николай I). Некрасов и Панаев арендуют у П. А. Плетнева, издававшего после смерти А. С. Пушкина основанный поэтом «Современник». В качестве официального редактора в обновленный журнал был приглашен профессор Петербургского университета А. В. Никитенко (сам Некрасов и Панаев не пользовались доверием властей).

Особый интерес представляют портреты самого Некрасова: на групповом портрете (гравюра В. Тимма), на фотографиях М. Б. Тулинова и А. И. Деньера, на карикатурах. На расширенных этикетках к многофигурным карикатурам есть необходимые пояснения. В центре карикатуры «Бой за подписчиков» Некрасов — рыцарь с открытым забралом, мечом разящий противников, редакторов соперничавших с «Современником» журналов. На карикатуре «Концерт в С-дурном тоне» в центре сидит Некрасов (этим подчеркнуто его ведущее место в журналистике того времени), а дирижирует оркестром председатель цензурного комитета В. А. Цеэ. В названии карикатуры обыграна его фамилия: С-dur или до мажор.

С приходом в редакцию Н. Г. Чернышевского в середине 1850-х годов в редакции «Современника» назревает конфликт. Сотрудники расходятся в вопросе о целях, задачах и назначении литературы в обществе. Чернышевский, один из немногочисленных сохранившихся портретов которого можно видеть в витрине, считал, что задача литературы —приносить реальную помощь в деле преобразования общества. В этом он был последователем Белинского, рядом с портретом которого помещен портрет сторонника «пушкинского направления» в литературе — П. В. Анненкова. Некрасов, талантливый и мудрый редактор и издатель, давал возможность высказаться на страницах своего журнала авторам, представляющим разные точки зрения.

Есть на выставке и портрет Авдотьи Яковлевны Панаевой. С наступлением «мрачного семилетия» (1848-1855) и ужесточением цензуры, когда «Современник» вынужден был публиковать «нейтральные материалы», на его страницах появляется много лирических стихов, в том числе и стихи знаменитого «панаевского цикла», шедевра некрасовской лирики. Авдотья Яковлевна и сама печаталась в журнале под псевдонимом «Станицкий». Для журнала «Современник» Некрасов и Панаева в соавторстве написали два романа — «Три страны света» и «Мертвое озеро».

И, конечно, на выставке есть портрет соредактора Некрасова по журналам «Современник» и «Отечественные записки» — М. Е. Салтыкова-Щедрина. Именно к нему обращено стихотворение 1875 года, строчка из которого дала название выставке. Журнал— предприятие не только литературное, но и коммерческое и успех «Современника» во многом построен был на таланте Некрасова-предпринимателя. «Выживание» журнала требовало иногда больших рисков, как коммерческих, так, к сожалению, и моральных.

Выставка открыта в часы работы музея:
Среда-воскресенье с 10:30 до 18.00, касса —до 17:00
Понедельник, вторник — выходные дни.
Последняя пятница месяца — санитарный день.