Всероссийский музей А. С. Пушкина | Выставка «” Одна черта руки моей…”. Портрет эпохи в рисунках Пушкина»
Главная » Выставки » Архив выставок

Выставка «” Одна черта руки моей…”. Портрет эпохи в рисунках Пушкина»

15 октября — 15 ноября 2018 года


Зал «Бироновы конюшни», наб. реки Мойки, 12

На выставке представлены копии пушкинских рисунков, переснятые с оригиналов, хранящихся в Пушкинском Доме (ИРЛИ РАН) и Всероссийском музее А. С. Пушкина.

В пушкинском рукописном наследии около двух тысяч зарисовок. Портреты, пейзажи, жанровые сценки, автоиллюстрации, интерьеры. А еще кораблики, днища челноков и лодок, плахи, пистолеты, мечи, шпаги, копья, кинжалы. Черти, ведьмы, монстры, висельники. Падающие треугольники — ножи гильотины. А после лета 1826 года ромбы вокруг зачеркнутого слова — изображения разверстых могил.

Пушкинисты второй половины XIX века мало обращали внимания на рисунки поэта. Относились к ним как к своего рода «машинальному рисованию». Но в конце XIX века Россия отмечала столетье со дня рождения Пушкина. В альбомах, изданных к этому юбилею, стали мелькать пушкинские рисунки. Прежде всего, конечно, его автопортреты и портреты ближайших друзей, те, чье сходство с оригиналами было очевидным.

Новый взгляд на рисунки поэта предложил в 1930-х А. М. Эфрос, интерпретировавший их как графический дневник.

Это особый дневник. Пушкин «будил мечту сердечной силой», вызывая для немой беседы или тени прошлого, или образы живых своих друзей и врагов. Портретные зарисовки Пушкина точны: поэт воссоздает не столько внешние черты, сколько формулу человеческой натуры.

Точны и пейзажные зарисовки. В рабочих тетрадях в 1827, 1828 и 1833 гг. поэт изображает тайную могилу казненных декабристов на острове Гонаропуло. В 1989 г. академик Б. В. Раушенбах провел топографическую экспертизу этих зарисовок. После того, как совместная поисковая экспедиция Музея истории города и журнала «Огонек» обнаружила древнее захоронение с применением негашеной извести, он писал: «Сравнение плана Ф.Шуберта 1828 г. с семью рисунками Пушкина… показывает удивительное соответствие рисунков плану и одновременно их внутреннее соответствие. Рисунки свидетельствуют об удивительной зрительной памяти Пушкина. Так, изображенный на двух зарисовках 1827 г. камень показан поэтом с разных точек зрения, как бы в двух проекциях. Точно изображено взаимное расположение деревьев, высот и береговой линии. Таким образом, вывод, подтвержденный пробами из скважин, что декабристы похоронены на острове Гонаропуло, не вызывает у меня сомнения».

Появление этой выставки – результат труда нескольких поколений пушкинистов, исследовавших рисунки поэта. Предварительные итоги этого изучения подведены в каталоге Р. Г. Жуйковой «Портретные зарисовки Пушкина» (СПб, 1996).

Сердечно благодарим сотрудников рукописного отдела Пушкинского Дома Татьяну Царькову, Татьяну Краснобородько и Александра Дубровского за многолетнюю помощь в работе, а также сотрудников отдела пушкиноведения Марию Виролайнен, Сергея Фомичева и Сергея Лунца.

Выставку подготовили Н. М. Введенская и А. Ю. Чернов
Выставка работает ежедневно с 10.30 до 18.00 (выходные дни – вторник и последняя пятница месяца)
Вход по бесплатным билетам