Всероссийский музей А. С. Пушкина | Выставка «Подлинные ценности России»
Главная » Выставки » Архив выставок

Выставка «Подлинные ценности России»

22 апреля — 28 сентября


Зелёный зал, Литературная экспозиция «А. С. Пушкин. Жизнь и творчество»

В год «народного искусства и нематериального культурного наследия народов России» Всероссийский музей А. С. Пушкина подготовил выставку, на которой представлены произведения народных художественных промыслов из собрания музея.

В состав выставки вошли предметы декоративно-прикладного искусства, выполненные мастерами лаковой миниатюры, резчиками, керамистами, кружевницами. В первую очередь нужно отметить миниатюрные предметы мебели, созданные холмогорскими резчиками по кости в 1830-х годах. Расцвет промысла поморов, использовавших ажурную резьбу в сочетании с низким рельефом, приходится на вторую половину XVIII века. Мастера создавали гребни, шкатулки, шахматы, табакерки как из дорогой слоновой кости, так и из цевки (трубчатой коровьей кости). На выставке можно увидеть миниатюрные кресла и столик, ящик с шахматными фигурами, бюро, псише, деревянную шкатулку с инкрустацией. Наряду с произведениями неизвестных мастеров первой трети XIX века в экспозицию включены композиции по произведениям А. С. Пушкина современного художника-костореза П. П. Черникова (1920-2011).

Большой корпус экспонатов составляет лаковая миниатюра. В 1920-х годах иконописцы были вынуждены переориентироваться на производство предметов повседневного обихода, так возникли три родственных промысла: Палех, Холуй и Мстера. Палехская лаковая миниатюра выполняется яичной темперой по папье-маше. Основная особенность изделий палешан – плавность и тонкость рисунка, черный фон, обильная штриховка, выполненная золотой краской. Для произведений Холуя характерно лаконичное и объемное изображение, крупные планы. Мастера Мстеры пишут на цветном фоне, их роспись нарочито яркая, звучная. На выставке представлены уникальные экспонаты, выполненные родоначальниками промыслов в 1920-1930-х годах и их последователями. К наиболее ценным работам палешан можно отнести пластины «Сказка о рыбаке и рыбке» В. В. Жегалова (1898–1941), «Руслан и Людмила» М. П. Вакурова (1890–1942), «Повести Белкина» А. С. Баранова (1902–1938), шкатулки с сюжетами пушкинских произведений А. И. Ватагина (1881–1947), А. А. Дыдыкина (1874–1954), А. И. Буторина (1901–1959), Т. П. Лятова (1888–1961). А также произведения их учеников: созданные в 1970-1980-х годах шкатулки и пластины В. К. Бокарева, В. М. Ходова, В. А. Буторина, А. М. Куркина, Е. В. Мельникова; произведения 1990-х годов В. А. Панина и Е. В. Заварихиной. Искусство Мстеры представлено работами В. Н. Овчинникова (1885–1952), А. И. Брягина (1888–1948), А. Ф. Котягина (1882–1943).

Несколько особняком стоит лаковая миниатюра из Федоскино. Созданная в конце XVIII века фабрика лакированных изделий, выпускавшая козырьки для армейских киверов, в XIX веке превратилась в самостоятельный промысел. Мастера украшали шкатулки из папье-маше сложными многофигурными композициями, наиболее повторяющимся сюжетом стало изображение русской тройки. Роспись выполнялась яркими масляными красками и покрывалась особым прочным лаком. Среди экспонатов – бювар 1880-х годов со сценой из «Евгения Онегина», произведения художников, работавших в 1930-1950-е годы: шкатулки и пластины со сценами из пушкинских произведений и портретами поэта художников М. С. Чижова (1923–1986), К. И. Зорина (1916–1941), И. И. Баннова (1913–1943) и других, а также выполненные в 1980-х годах произведения Г. В. Папеновой.

Вологодское кружево – традиционный промысел, зародившийся в XVII веке. Кружево из льна сначала плели на коклюшках и использовали в качестве декоративных элементов, оторочек для платья и постельного белья. Отличительная особенность вологодского кружева – сочетание плетеного фона с ленточным рисунком, сюжетами могут быть и растительные орнаменты, и фигурные композиции. В собрании музея хранится единственный пример работы вологодских кружевниц – коврик со сценой из «Сказки о царе Салтане» (1936).

Отдельный раздел выставки посвящен традиционной русской игрушке. Созданием деревянной резной богородской игрушки занимались мастера в Сергиевом Посаде, а затем в селе Богородское. В ХХ веке их произведения стали восприниматься как миниатюрная скульптура. Объемные изображения животных и многофигурные композиции вырезали из древесины мягких пород. Предварительно композицию выполняли в пластилине или глине, на деревянную заготовку наносили контурный рисунок, по которому стамесками прорабатывали основные детали скульптуры, а завершали мелкую отделку специальным «богородским» ножом. В состав выставки вошли произведения неизвестного мастера к «Сказке о попе и работнике его Балде» (1937).

Дымковскую игрушку делают из расписной обожженной глины. В этом промысле, зародившемся в Вятке, традиционно были заняты женщины. Все стадии работы: ручную лепку, обжиг, побелку и роспись яркими темперными красками с использованием орнамента выполняла одна мастерица. На выставке можно увидеть цикл произведений З. В. Пенкиной к "Сказке о рыбаке и рыбке"(1978).

Фонды нашего музея формировались по тематическому принципу, поэтому основную часть экспонатов выставки составляют иллюстрации к пушкинским произведениям. В них запечатлено уникальное соединение традиций русских художественных промыслов и творчества великого поэта.

Посещение выставки — по входному билету в музей.

Режим работы музея:
Cреда — воскресенье с 10:30 до 18:00, касса — до 17:00.
Выходные дни: понедельник, вторник.
Санитарный день: последняя пятница месяца.

Сюжет телеканала  «Россия-Санкт-Петербург»