Главная » Выставки » Текущие выставки

Выставка «Советский фоторепортаж из пушкинских мест страны»

31 октября – 12 января 2023


Залы 1-го этажа Восточного корпуса Музея-усадьбы Г. Р. Державина

Величайшие мастера советского фотоискусства, работы которых представлены на выставке, стояли у истоков основных фотографических жанров, искали новые формы, композиционные приемы, световые и цветовые решения, наполняя каждую работу новым смыслом. На выставке представлены работы двадцати одного автора, половина из которых впервые экспонируются в нашем музее.

Развитие советской фотографии в 1930-е годы происходило в обстановке, когда любая сфера общественной жизни оказывалась подчиненной государственным интересам. Сменивший пролетарскую утопию 1920-х годов курс на укрепление государственности не мог обойти сферу культуры и искусства. Требовалась всеохватывающая агитация, которая была бы доступна и понятна каждому человеку большой страны. Помочь в достижении этой цели должна была фотография и, прежде всего, ее ведущее в те годы направление — фоторепортаж.

Фоторепортеры и любители активно вовлекались в различные политические, социальные, культурные кампании, получая при этом довольно четкие установки: содержание снимка должно быть не только понятным и интересным, но и полезным для советского общества. Одной из таких кампаний стала подготовка к 100-летию смерти А. С. Пушкина. Юбилей планировался как череда торжественных мероприятий с невиданным размахом. Новая власть, признав ценность творчества поэта, подчеркивала: «Пушкин наш, советский, ибо советская власть унаследовала все, что есть лучшего в нашем народе». По многочисленным запросам газет, юбилейных изданий и для оформления выставок десятки фотографов приступили к работе над съемками пушкинских мест Москвы, Ленинграда, Крыма, Кавказа, Михайловского, Болдина. Тема оказалась не такой простой, как представлялось на первый взгляд. Чтобы репортаж соответствовал всем требованиям печати и духу времени, необходимо было сделать не только красивый кадр, но и передать с помощью снимка художественную обстановку, в которой жил Пушкин, а также изменения в жизни простого советского человека, произошедшие благодаря изучению творчества великого поэта и «мудрому руководству партии и правительства». Снимать пушкинские места отправились как уже сформировавшиеся, признанные мастера художественной фотографии, легендарные представители пикториализма Юрий Еремин, Петр Клепиков, Абрам Штеренберг, так и молодые авторы Михаил Прехнер, Марк Марков-Гринберг, Георгий Зельма, Борис Кудояров, Александр Монюшко и другие, сумевшие найти в советских буднях радость, умело показать простоту и лиричность, передать дух праздников. Сегодня все они классики советской фотографии.

Некоторые из представленных на выставке фоторабот можно назвать хрестоматийными, другие же — совсем не известны широкой публике. Эти фотографии экспонировались на нескольких выставках, среди которых наиболее масштабными стали выставка мастеров фотоискусства (1935) и Пушкинская выставка Союзфото (1937), после которой более 100 работ лучших фотокорреспондентов были переданы на знаменитую Всесоюзную Пушкинскую выставку. Как известно, практически все ее материалы были переданы в созданный через год Государственный музей А. С. Пушкина, а оттуда, спустя несколько лет, поступили в коллекцию нашего музея.

Для передачи атмосферы мы старались придерживаться рекомендаций Союзфото 1937 года, опубликованных в виде стенографического издания «Как организовать фотовыставку», согласно которым снимки должны группироваться по авторам, «чтобы выявить наиболее талантливых работников фотоискусства». «Каждый автор должен представить не менее трех работ», «экспонаты… должны иметь размер не менее 24 × 30, в отдельных случаях допускается формат 50 × 60». «Главный критерий оформления выставки — художественная простота». Исходя из этого, в первом зале мы постарались наиболее широко представить работы разных авторов, тематика которых отображает идею о двух рождениях Пушкина: в Москве, где поэт появился на свет, и в Михайловском — его поэтической родине.

Второй зал передает «великий интерес и внимание широких народных масс социалистической страны к творчеству национального гения литературы», показывает, что пришло то время, когда Пушкина читают даже в самых отдаленных уголках Союза. Привлекают внимание работы мастеров Бориса Кудоярова, Макса Пенсона, Георгия Зельма, умеющих уловить нужную минуту и передать обаяние события.

Третий зал представляет художественную фотографию, авторов которой нередко называли «неисправимыми рутинерами и эстетами», упрекая в «излишней картинности» и «меланхолической грусти по умирающим усадьбам». Прежде всего речь идет о работах Юрия Еремина. Архитектуру и пейзаж мастер особенно любил снимать тогда, когда косые лучи солнца лепили объемы, подчеркивали фактуру, а воздушная дымка придавала фотографии третье измерение. Как вспоминает сам фотограф, «когда поняли, что архитектура — это огромное искусство, стали искать: где те усадьбы, эти изумительные памятники… тогда меня нашли и весь мой архив воскрес». На выставке представлен знаменитый «Гурзуф», получивший 14 наград на различных выставках, прошедших в более чем двадцати странах мира. Композиционное решение снимка настолько выразительно, что со временем этот прием превратился в клише под названием «ерёминская ветка».

Снимки Александра Монюшко сразу получили высокую оценку критиков и признание публики. В одной из статей «Советского фото» отмечается, что «съемка Монюшко самая сильная и внушительная», «пейзажи выполнены с большим лиризмом». В этом же материале отмечена и смелая работа Николая Штерцера, «снявшего крупным планом известный памятник Пушкину в Детском селе».

Представленный на выставке фотографии — это ценный многоплановый исторический источник, ведь «человек, который смотрит на жизнь через глазок фотоаппарата, всегда, в конечном счете, глядит через него в историю».


Вход на выставку:

– по единому билету Музея-усадьбы Г. Р. Державина
– по билету на выставку
– по бесплатному билету – для льготных категорий граждан