Главная » Выставки » Текущие выставки

Выставка «Творческое наследие художников братьев Чернецовых в собрании музея»

11 ноября 2022 – 22 января 2023


Зелёный зал, Литературная экспозиция «А. С. Пушкин. Жизнь и творчество»

Выставка приурочена к 220-летию со дня рождения Григория Чернецова. В состав выставки вошло более 100 экспонатов художников-братьев Чернецовых, дающих в целом представление об их творчестве, и что очень важно, о кропотливой работе над созданием своих произведений.

В собрании Всероссийского музея А. С. Пушкина хранятся живописные и графические произведения художников братьев Чернецовых, подготовительные наброски, документы из их архива. Живописные полотна сегодня являются неотъемлемой частью постоянных пушкинских экспозиций, акварельные рисунки не раз экспонировались на временных выставках. Однако только сейчас посетители музея смогут практически в полном объеме ознакомиться со всем комплексом материалов, которым обладает музей.

Братья Чернецовы – Григорий Григорьевич (1802 – 1865) и Никанор Григорьевич (1805 – 1879) родились в городе Лух Костромской губернии. Род свой вели от священника Василия – духовника боярина Артамона Матвеева. Отец – Григорий Степанович и старший брат Евграф обучались живописи в иконописной мастерской Холуя. Григорий, а затем и Никанор, приложили много сил для получения классического художественного образования, вырвавшись из самых низов провинциального мещанства в светский круг Петербургского общества. Оба с помощью благотворителей, разглядевших их дарование, стали выпускниками Общества поощрения художников, в 1827 году окончили Императорскую Академию художеств с малыми золотыми медалями. Учились у ведущих мастеров своего времени: С. Ф. Галактионова, Ф. П. Толстого, М. Н. Воробьева, А. Г. Варнека, как и многие их современники, испытали влияние А. Г. Венецианова.

Расцвет творчества братьев Чернецовых приходится на 1820-1840-е гг. Журнальные критики отмечали профессионализм и «верное подражание натуре», удивительную трудоспособность и самопожертвование художников в служении своему делу. И даже несмотря на критические отзывы их великих современников А. Иванова и К. Брюллова, а позже и А. Бенуа, сегодня ясно, что Григорий и Никанор Чернецовы оказали влияние на формирование художественной атмосферы своего времен, на становление русской пейзажной живописи, а их заслуги в отражении историко-культурного контекста эпохи невозможно переоценить.

Так получилось, что большое творческое наследие Чернецовых рассредоточено по разным музейным собраниям: большая часть изобразительных материалов находится в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, Государственном Эрмитаже, Научно-исследовательском музее Академии художеств. Дневники и путевые заметки, письма хранятся в отделе рукописей Русского музея и Эрмитажа, в Российской национальной библиотеке, Центральном государственном историческом архиве и других собраниях.

Во Всероссийском музее А. С. Пушкина находятся шесть живописных произведений художников, в том числе их совместная работа – картина «Пушкин в Бахчисарайском дворце» (1837), написанная в память об А. С. Пушкине, а также более 80 листов оригинальной графики: акварелей (в том числе видов Крыма и Кавказа, Петербурга и Нижнего Новгорода), эскизов и черновых набросков. Основной корпус материалов, показанных на выставке, отражает процесс работы над созданием самой известной и масштабной картины Григория Чернецова «Парад по случаю окончания военных действий в Царстве Польском 6-го октября 1831 года на Царицыном лугу в Петербурге» (1837). Среди этих материалов находится и уникальный экспонат – рисунок карандашом Григория Чернецова «Пушкин и Жуковский» (1832), внизу которого рукой художника зафиксирован точный рост А. С. Пушкина.

В рукописно-документальном фонде музея насчитывается 47 единиц хранения из архива братьев Чернецовых. Большая их часть тоже представлена на выставке: это приказы по войскам, записки со сведениями о порядке построения войск на параде, записи о порядке расстановки артиллерии и других видов войск, схемы расположения полков, описание их формы и амуниции; путевые заметки, денежные расчеты, выписки из Евангелия.

Выставка открывается накануне дня рождения Григорий Чернецова (12/24 ноября 1802 года) в доме на Мойке, 12, где находилась последняя квартира А. С. Пушкина, и продолжает серию проектов, посвященных окружению поэта и пушкинской эпохе, вошедшей золотой страницей в историю русской культуры.

При подготовке выставки использовались записки Чернецовых «Путешествие по Волге» (М., 1970); альбомы выставок «Художники братья Чернецовы и Пушкин» (со статьей Г. Н. Голдовского, ГРМ, 1999) и «Художники братья Григорий и Никанор Чернецовы. Греческий мир в русском искусстве» (ГРМ, 2000 г.); книга С. Г. Плаксина «Картина Г. Г. Чернецова «Парад на Царицыном лугу» как памятник русской иконографии» (М., 2015), статьи разных лет Л. Б. Модзалевского, Л. И. Вуич, Л. П. Февчук, Г. Е. Лебедева и других. В этом ряду наиболее ценным для нас представляется обобщающее весь материал фундаментальное исследование московского искусствоведа Е. А. Никольской «Творчество живописцев братьев Чернецовых» (диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. М, 2006).

Всероссийский музей А. С. Пушкина благодарит Государственный Русский музей за предоставление на выставку электронного ресурса, посвященного картине Григория Чернецова «Парад по случаю окончания военных действий в Царстве Польском 6-го октября 1831 года на Царицыном лугу в Петербурге», экспонирующейся сегодня в Михайловском замке.

Посещение выставки — по входному билету в музей.

АУДИОГИД ПО ВЫСТАВКЕ НА ПОРТАЛЕ izi.TRAVEL