Главная » Выставки » Текущие выставки

Выставка одной картины «П. И. Геллер. «Пушкин и Жуковский слушают Гоголя»

1 апреля — 9 октября


Мемориальный музей-дача А. С. Пушкина

Выставка приурочена к 170-летию со дня смерти Н. В. Гоголя и В. А. Жуковского.

Имя художника Петра Исааковича Геллера (1862-1933) известно мало. Упоминается он чаще всего как автор работ на революционную и историческую тему, находящихся в музеях Петербурга, Нарвы, Твери, Казани и Пензы.

В фондах Всероссийского музея А. С. Пушкина хранится самая известная картина этого художника, изображающая трех писателей в Царском Селе в 1831 году. В научно-популярных изданиях картина воспроизводилась под самыми разными названиями, от общего «Гоголь, Жуковский и Пушкин» до вполне конкретного «Гоголь и Жуковский у Пушкина в Царском Селе».

Авторское название полотна П.И. Геллера зафиксировано в каталоге ХII-й выставки картин Санкт-Петербургского общества художников, открывшейся в феврале 1904 года в залах Пассажа. На ней впервые была показана картина П. И. Геллера «Гоголь среди своих великих друзей. (Из летнего пребывания Гоголя в Царском Селе у Жуковского в 1831 году»).

Само название картины переносит место её действия из дома Китаевой, где снимал дачу Пушкин в 1831 году, в квартиру Жуковского в Александровском дворце. Подтверждение тому — изображение царственных особ, вряд ли уместные в интерьере скромной пушкинской дачи, но вполне возможные во дворце, в гостиной близкого к Высочайшему семейству наставника наследника. На стене в центре над диваном — овальный портрет бывшей ученицы Жуковского императрицы Александры Федоровны, у двери —бюст, по всей видимости, Александра I.

Время создания картины, указываемое в разных изданиях от 1880-х годов до 1910-го года, следует отнести к 1904-му. К работе над полотном художник приступил после отмеченного в 1902 году 50-летия смерти Гоголя, завершив его к началу 1904-го. В марте того же года картина Геллера была воспроизведена в № 10 журнала «Новая иллюстрация». Ее центром стал Гоголь. К нему, читающему рукопись «Вечеров на хуторе без Диканьки», приковано внимание Жуковского и Пушкина.

Художник изобразил Гоголя в его хрестоматийном облике, появившемся у писателя лишь к началу 1840-х годов, «с длинными белокурыми волосами, причесанными а-ля мужик», а не щеголем начала 1830-х — времени создания его первой книжки, когда он завивал хохол на голове в форме букли и не носил усов.

Несмотря на этот промах, а также неточности в воспроизведении интерьера первой трети ХIХ века, исполненная в академической традиции картина П.И. Геллера и по сей день остается самой узнаваемой иллюстрацией к царскосельскому периоду жизни трех русских классиков, к тем творческим и дружеским отношениям, которые начинали складываться у Гоголя с его великими друзьями летом 1831 года.

Вход посетителей на выставку по входному билету в музей.
Режим работы: среда-воскресенье с 10:30 до 18:00, касса — до 17:00.
Понедельник, вторник - выходные дни.
Санитарный день: последняя пятница месяца.