Всероссийский музей А. С. Пушкина | Выставка «Пушкин нынче в моде»
Главная » Выставки » Текущие выставки

Выставка «Пушкин нынче в моде»

31 мая — 5 августа 2024


Литературно-монографическая экспозиция «А. С. Пушкин. Жизнь и творчество», Зеленый зал

Выставка, подготовленная к 225-летию со дня рождения А. С. Пушкина, посвящена традиции празднования пушкинских юбилеев, непроходящей моде на произведения поэта и формам нашего перед ним преклонения.

Проведение кураторских экскурсий по выставке:
14, 20 и 27 июня в 16:00
4, 11, 18 и 25 июля в 16:00
1 августа в 16:00

«Какой писатель нынче в моде?» — восклицал граф Нулин — заглавный герой шуточной поэмы А. С. Пушкина. Вопрос остался без ответа, но если бы героине произведения Наталье Павловне дали право голоса, она наверняка бы ответила: «Пушкин!»

Пушкин как явление вневременное и глубоко национальное в силу своего исключительного дара всегда присутствовал в сознании людей, думающих на русском языке. Но именно пушкинские юбилеи, отмечавшиеся с конца XIX века, инициировали приливы народной любви и всенародного поклонения, независимо от политических, экономических и любых других обстоятельств, которые преподносила история. В развитии личности Пушкина, крепко спаянной в общественном сознании с его творчеством, в меняющихся с возрастом взглядах мы искали и по-прежнему ищем подтверждение своим мыслям, и пытаемся, прислушиваясь к его поэзии, как к камертону, настроить свои чувства. В юбилейные пушкинские дни (неважно какого века) «мой Пушкин», созвучный настроению только моей души, соединяется с коллективным «нашим Пушкиным».

Мы начинаем с 80-летнего юбилея поэта, празднование которого в 1879 году ознаменовалось открытием первого Пушкинского музея в Императорском Александровском лицее и завершилось в 1880 году грандиозным открытием памятника поэту работы скульптора А. М. Опекушина в Москве. Апогеем развития этого процесса стали торжества 1899 года, приуроченные к 100-летию со дня рождения А. С. Пушкина, которые впервые отмечались на государственном уровне, связав юбилей поэта с массовой культурой потребления. Представляем наиболее яркие экспонаты, включая те, которые демонстрировались на юбилейных выставках. Среди них портрет Пушкина работы И. Л. Линёва; скульптурные портреты поэта работы С. И. Гальберга, И. П. Витали, П. П. Трубецкого; каталог Пушкинского музея Императорского Александровского лицея; первое факсимильное издание рукописей, подготовленное выпускником Лицея князем Олегом Константиновичем; значок-бант с открытия памятника Пушкину в Москве, принадлежавший Ф. М. Достоевскому; известные портреты поэта, выполненные Л. Е. Дмитриевым-Кавказским, В. В. Матэ, К. А. Сомовым; живописные изображения пушкинских мест В. М. Максимова; фотографии, запечатлевшие живые моменты праздников, авторами которых были лучшие мастера того времени В. В. Левитский и К. К. Булла; пригласительные билеты на вечера и выставки; юбилейная нумизматика; товары народного потребления, маркированные символикой пушкинского юбилея.

О событиях, связанных с именем Пушкина, состоявшихся в 1920-х годах, расскажут «Декларация о ежегодном всероссийском чествовании памяти Пушкина в день его смерти» (была принята в 1921 году и заложила традицию поминания поэта в день его смерти во дворе дома на Мойке, 12); рисунок А. Н. Бенуа «Пушкин на набережной Невы» (1924); приглашение на торжественное открытие памятного помещения в квартире поэта на набережной Мойки, 12 (10 февраля 1927 г.) и фотоснимки.

По размаху юбилейных торжеств с 1899 годом может сравниться всенародная тризна, приуроченная к 100-летию смерти поэта, инициатором которой в 1937 году стало государство. Этот праздник по совсем не радостному поводу соединил искренность детских рисунков, робких стихотворных посланий поэту и формальность ритуалов, призванных связать имя Пушкина с идеологией советской власти. По злой иронии юбилейные торжества совпали с усилением политических репрессий. Пушкинский день отмечали многотысячными митингами на площадях городов, в воинских частях, школах, театрах, заводских цехах и колхозных клубах, на импровизированных концертных площадках ГУЛАГа.

Все свидетельства, имеющие отношение к творчеству и обстоятельствам биографии Пушкина, включая личные вещи поэта, прижизненные портреты и рукописи, были собраны на двух масштабных выставках: Всероссийской Пушкинской, которая проходила в здании Государственного исторического музея (Москва), и Областной Пушкинской — в Государственном Эрмитаже (Ленинград).

1937 год был призван стать годом подношения творческих подарков поэту, воплощенных во всех видах и жанрах искусства. Однако не все намеченное удалось реализовать: не успели издать полное академическое собрание сочинений А. С. Пушкина (в результате 16 томов выпустили без изначально предполагавшегося серьезного комментария, был арестован руководитель творческой группы, историк и пушкинист Ю. Г. Оксман), не состоялись многие запланированные театральные премьеры. О трудном пути создания памятника Пушкину в Ленинграде расскажут фотографии закладки камня на Пушкинской (ныне Биржевой) площади. Памятник по проекту скульптора И. Д. Шадра так и не был установлен, и только в послевоенное время город обретет своего скульптурного Пушкина работы М. К. Аникушина.

Представляем эскизы к уничтоженной К. С. Петровым-Водкиным картине, посвященной Пушкину, и ее чудом уцелевший живописный фрагмент; том многострадального академического собрания сочинений поэта. Центром повествования стал живописный портрет Пушкина работы В. И. Шухаева, созданный в начале 1937 года и переданный автором на Всесоюзную Пушкинскую выставку. Его экспонированию помешал арест художника. После закрытия выставки портрет вместе с другими ее экспонатами был передан во Всесоюзный музей А. С. Пушкина. О местонахождении картины художник узнал только в конце 1960-х годов.

В этот год имя Пушкина реяло и над многими европейскими столицами, в которых жили представители русской эмиграции. О парижской выставке С. М. Лифаря в зале Плейель расскажут фотографии, афиша, созданная Жаном Кокто, юбилейная медаль по проекту М. А. Скуднова.

150-летие со дня рождения поэта, отмечавшееся в 1949 году, стало праздником народа, одержавшего тяжелейшую победу в Великой Отечественной войне. Год был ознаменован изданиями сочинений Пушкина с иллюстрациями художников, театральными и кинопремьерами, созданием многочисленных произведений народных художественных промыслов. В стране полным ходом шла музеефикация памятных пушкинских мест, знаменуя начало музейного бума 1950–1970 годов. Среди материалов, относящихся к событиям 1949 года, пригласительный билет на открытие музеев А. С. Пушкина в здании Императорского Царскосельского лицея и в Александровском дворце, программа открытия Дома-музея поэта в Михайловском, фотографии и документы. Юбилейный год был отмечен появлением большого числа произведений живописи и скульптуры на пушкинскую тему. Особого внимания заслуживают картина Н. П. Ульянова «А. С. Пушкин и Н. Н. Пушкина на придворном балу перед зеркалом», работу над которой художник начал еще в 1937 году; гипсовая голова Пушкина скульптора С. Д. Лебедевой.

С разной степенью вовлеченности общественности и с непременными творческими подношениями поэту от художников, литераторов, театральных деятелей проходили юбилейные торжества в 1960–1980-е годы, однако статус государственного праздника день рождения А. С. Пушкина получил только в год 200-летия поэта. В 1999 году были завершены масштабные реставрационные преобразования на многих музейных объектах, в Центральном выставочном зале «Манеж» (Санкт-Петербург) работала выставка «Пушкин. Два века русской культуры», во Всероссийском музее А. С. Пушкина на Мойке, 12, открылась литературно-монографическая экспозиция «А. С. Пушкин. Жизнь и творчество». Работами современных художников, скульпторов, медальеров — В. А. Мишина, Ю. К. Люкшина, О. Ю. Яхнина, Г. П. Постникова, А. А. Архипова, А. В. Бакланова, Н. Г. Гринёвой — пополнились фонды Всероссийского музея А. С. Пушкина. Они старались запечатлеть образ Пушкина, готового «шагнуть» в новое тысячелетие.

Прошло еще четверть века, сегодня мы празднуем 225-летие со дня рождения поэта, по-прежнему балансируя между культурной миссией и массовой культурой, пытаясь разглядеть в «нашем Пушкине» единственного и неповторимого — своего.