Особо ценные экспонаты в составе коллекции Музея-квартиры Н. А. Некрасова — прижизненные портреты поэта. Интересно отметить, что среди известных изображений разных жанров наиболее многочисленны фотопортреты. Портреты с дарственными надписями поэта приобрели в музейной коллекции значение реликвий. В 1850-1870-е гг. Санкт-Петербург стал фотографической столицей России. В нем работали выдающиеся фотографы, большинство из которых были профессиональными художниками, что во многом определило развитие фотопортрета по законам искусства. Некрасов снимался у лучших фотографов той поры: С.Л.Левицкого, Г.Н.Оже, А. И.Деньера, М. Б.Тулинова, К. Бергамаско, В. А. Каррика. Иногда поэт позировал фотохудожникам по их просьбе — для создания фотоальбомов или графических портретов, например, Г. Деньеру для «Альбома фотографических портретов августейших особ и лиц, известных в России» или ему же для литографированного портрета в «Портретной галерее русских деятелей», изданных А. Мюнстером в 1865 году. Но часто фотографировался и лично для себя.
Собранные воедино фотопортреты Н. А. Некрасова помогают составить наиболее полное представление о менявшемся со временем внешнем облике поэта. В контексте биографии Некрасова они свидетельствуют о важных событиях его жизни и, в частности, о росте его популярности. Первый фотопортрет поэта был создан в год его поэтического триумфа — выхода в свет сборника стихотворений в 1856 году. С этого момента фотопортреты появлялись один за другим и часто служили оригиналами для литографированных и гравированных портретов.
Портрет Н. А. Некрасова
Санкт-Петербург. Фотоателье С. Л. Левицкого на Невском проспекте в доме Имзена
Кон. апреля - нач. мая 1856 г.
Фотобумага. Фотопечать
Символично, что Н. А. Некрасов, впервые позируя перед фотокамерой, снялся в мае 1856 года у Сергея Львовича Левицкого, одного из основателей отечественного фотоискусства, доброго приятеля «едва ли не всего Олимпа русской литературы», внесшего неоценимый вклад в иконографию русских писателей. 24 мая 1856 г. Некрасов сообщил в письме И. С. Тургеневу, по настоянию которого посетил ателье «Светопись Левицкого» (в доме Имзена на Невском проспекте, напротив Казанского собора): «Портрет мой в хорошей рамке посылается на днях графине Толстой» (М. Н. Толстой, сестре Л. Н. Толстого). В музее-квартире Н. А. Некрасова хранится такой же первый прижизненный фотопортрет поэта: он изображен сидящим у стола, с усами, но еще без бородки. Снимок оформлен в паспарту, изображение заключено в овальную рамку, под ним на паспарту дарственная надпись: «Карлу Ивановичу Вульфу/ на память/ Н. Некрасов/ СПб. 1856/ Авг.9».
Карл Иванович Вульф (? – 1860-е гг.?) — заведующий конторой журнала «Современник», владелец типографии. Неоднократно упоминается в деловой переписке Некрасова во 2-й половине 1850-х гг. «Памятный сотрудник «Современника» старший конторщик Карл Иванович Вульф беспрерывно бегал от Некрасова к цензору. Каждый месяц Вульф должен был посвящать подобной беготне три или четыре дня. Наконец, выходил в свет № «Современника» в изящной обложке сиреневого цвета с картинкой «Парижских мод» и искусно подстриженными повестями, стихотворениями, переводными статьями» (см.: Колбасин Е. Я. Тени старого «Современника» // Горячим словом убежденья. М: «Современник», 1989. С.168). С декабря 1856 г. ведение финансовых дел журнала Некрасов поручает И.А.Панаеву и поясняет ему в письме от 17 февраля 1857 г.: «Дело Вульфа – контора и заботы о том, чтоб столько поступало к тебе денег, сколько выбывает экземпляров. Дело твое – хранение денег, соблюдение, чтоб они поступали на дело, и ответственность за них». В 1858 г. К. И. Вульф открыл собственную типографию на Литейной улице в доме Зыбиной (№ 60) близ Невского проспекта, и журнал «Современник», начиная с №8 1858 года и вплоть до его закрытия в 1866 г., стал печататься в его типографии.
Портрет Н. А. Некрасова
Париж, 1864 г.
Фотобумага, фотопечать
10,5*6,5 - паспарту
С 1859 по 1867 год Левицкий работал в Париже, где имел собственное ателье на ул. Шуазель,22. «Владеющий ныне в Париже лучшим фотографическим заведением вполне артистическим, завален и там работою», — сообщал журнал «Фотограф» (№3-4) в 1864 году. В середине мая этого года Некрасов уехал за границу и во время пребывания в Париже летом посетил ателье фотохудожника, который сделал с него снимки и карточки визитного размера. В настоящее время несколько экземпляров этих карточек хранятся в разных собраниях.
Последний по времени фотопортрет Некрасова работы Левицкого — кабинетного размера, где поэт изображен сидящим в кресле, почти в профиль, с сигарой в руке. Портрет традиционно датируется началом 1870-х годов. Эта датировка опирается на сведения, сообщенные А. К. Голубевым в предисловии к его книге «Н. А. Некрасов» (1878 г.), к которой прилагался фотопортрет: «При обязательной любезности фотографа С. Л. Левицкого, уступившего бесплатно негатив и принявшего на себя труды сношения с Парижем, портрет исполнен фотографиею Лемерсье особым (фотоглиптическим) способом. Снимок с оригинала относится к 1871-72 г., — к поре, когда Н. А. Некрасов был еще здоров». Почти все известные фотопортреты Н. А. Некрасова работы Левицкого представлены в коллекции.
Портрет Н. А. Некрасова
Санкт-Петербург. Фотоателье Оже и Богдан. 1858 г.
Фотобумага, фотопечать
28 х 22,5 -изображение, лист; 30 х 24,3 - паспарту
Второй раз в своей жизни Некрасов снялся тоже не по собственному желанию, а по просьбе фотографа Григория Николаевича Оже. В 1858 году фотограф работал в ателье на Невском проспекте в доме Демидова, напротив Александринского театра. С этого же года он начал издавать первый русский фотографический журнал «Светопись», в котором пропагандировал фотоискусство. Некрасовский «Современник» опубликовал отзыв о новом журнале, как о заметном явлении петербургской жизни. В майском номере «Светописи» за 1858 год в разделе «Смесь» появилось объявление: «Редакция «Светописи» благодаря благосклонному вниманию наших известнейших литераторов, дозволивших снять с себя портреты, может предложить их публике». Среди перечисленных тринадцати литераторов, снимавшихся у Оже, под № 9 значится Некрасов. Это единственный фотопортрет поэта, выполненный фотографом. Некрасов снимался в ателье Оже до мая, в первой половине 1858 года. На изображении он стоит в пальто и цилиндре, опираясь на трость.
Портрет Н. А. Некрасова
Санкт-Петербург. Фотография Г. Деньера, Невский пр., 19. 1859-1861 гг.
Фотобумага. Фотопечать
22 х 11 - изображение, 28 х 22,5 - паспарту
В числе многочисленных клиентов знаменитого художника-фотографа Андрея Ивановича Деньера был и Н. А. Некрасов. Первая их встреча состоялась между 1859 и 1861 годами, когда Деньером был создан большой портрет поэта в шубе и шапке, послуживший впоследствии оригиналом для гравюры Ф. Брокгауза при первом посмертном собрании стихотворений Некрасова, изданном сестрой поэта А. А. Буткевич в 1879 году. Эта датировка была указана в предисловии самой издательницей, где ею прибавлено: «Некрасову было около сорока лет от роду». Портрет Некрасову нравился, он сам выбрал его как лучший для публикации (неосуществленной) в 1877 году.
Портрет Н. А. Некрасова из «Альбома фотографических портретов августейших особ и лиц, известных в России». 1865 г. Изд. Г. Деньер
Санкт-Петербург. Фотоателье Г. Деньера на Невском пр.,19, 1864 г.
Фотобумага. Фотопечать
8,3 х 5,1 -изображение, 9,4 х7 -паспарту
Портрет Н. А. Некрасова
Санкт-Петербург. Фотоателье Г.Деньера на Невском пр.,19. 1864 г.
Фотобумага. Фотопечать
8,6 х 5,3 -изображение, 10,3 х 6,1 - паспарту
В 1865 году Деньер выпустил «Альбом фотографических портретов августейших особ и лиц, известных в России». Всего вышло 12 выпусков или тетрадей, каждая из которых состояла из 12 фотокарточек визитного размера, наклеенных на украшенные фигурными рамками паспарту. В тетради № 1, вышедшей в январе 1865 года, под № 10 – портрет Некрасова, сидящего у столика. Вероятно, поэт побывал в ателье Деньера в доме графа Строганова на Невском проспекте, 19, во второй половине 1864 года. Другой портрет, сделанный в тот же день – в полный рост – в альбом не вошел. Все три вышеназванных фотопортрета Н.А.Некрасова представлены в коллекции.
Портрет Н. А. Некрасова
1861 г.
Фотобумага. Фотопечать
26*21,5
На 1860-е годы приходится пик популярности, как портретиста, фотографа Михаила Борисовича Тулинова в Петербурге, а затем в Москве. Известны более 10 различных фотопортретов Некрасова работы знаменитого фотографа, и все они выполнены в первой половине 1861 года. Самый ранний по времени — большой овальный портрет поэта, поясной, со скрещенными на груди руками, сделан еще в петербургском ателье Тулинова (на Невском проспекте, 60, в доме И. И. Глазунова, напротив Аничкова дворца) до 18 апреля 1861 года. Эта дата стоит на портрете, подписанном и подаренном Некрасовым своему доброму знакомому Л. Ф. Лихачеву. Портрет был известен современникам Некрасова: он был воспроизведен в газете «Иллюстрация» 17 января 1863 года. Лихачев Логин Федорович [1831-1909] — знакомый Некрасова, двоюродный брат И. И. Панаева, помещик Зубцовского уезда Тверской губернии; губернский секретарь, в 1861- 1862 гг. – мировой посредник.
Портрет Н. А. Некрасова
Санкт-Петербург. Фотография М. Тулинов и Ко
1861 г.
Фотобумага. Фотопечать
9,3 х 5,8 - изображение, 9,7 х 6 - паспарту
Портрет Н. А. Некрасова
Санкт-Петербург. Фотография М. Тулинов и Ко
1861 г.
Фотобумага, фотопечать
9,3 х 5,9 -изображдение, 9,8 х 6,1 -паспарту.
Портрет Н. А. Некрасова
Санкт-Петербург. Фотография М. Тулинов и Ко
1861 г.
Фотобумага. Фотопечать
9,3 х 5,8 -изображение, 10 х 6 -паспарту
Портрет Н. А. Некрасова
Санкт-Петербург. Ф/ат"Тулинов и Ко"на Невск. пр.60 в д. И. Глазунова
Весна 1861 г.
Фотобумага. Фотопечать
9,5 х 5,9 -изображение, 9,6 х 6,2 - паспарту
Портрет Н. А. Некрасова
1861 г.
Фотобумага. Фотопечать
6,2*10 - лист, 5,8*9,4 – изображение
Портрет Н. А. Некрасова
Санкт-Петербург. Ф/ат"Тулинов и Ко"на Невск. пр.60 в д. И. Глазунова
Весна 1861 г.
Фотобумага. Фотопечать
9,5 х 5,9 -изображение, 9,6 х 6,2 - паспарту
Портрет Н. А. Некрасова
Москва. Фотография М. Тулинов
1861 г.
Фотобумага. Фотопечать
9,3 х 6-изображение, 9,8 х 6,2 -паспарту
Н. П. Орлов с фот. М. Б. Тулинова 1861 г.
Портрет Н. А. Некрасова
Москва (?)
Фотография Н. П. Орлова
1861 (?)
Фотобумага. Фотопечать
8,3 х 5,2 -изображение, 9,3 х5,6 -паспарту
Еще раз Некрасов посетил ателье полюбившегося ему фотохудожника во второй половине апреля 1861 года. На этот раз Тулинов выполнил целую серию портретов поэта и напечатал их в виде карточек визитного размера, столь характерных для этого мастера. Все они были сделаны в один день, так что Некрасов провел перед фотокамерой не один час, позируя стоя, сидя; в цилиндре у балюстрады; рядом с любимой собакой, — всего известны 7 вариантов.
В первой половине июня того же года по пути в родовое имение Грешнево близ Ярославля Некрасов останавливался в Москве и вновь посетил только что переехавшего туда Тулинова. Сам фотограф вспоминал: «…Щедрин (Салтыков) и Якушкин, гуляя по Кузнецкой улице, заметили на вывеске мою фамилию. Являются в фотографию. Снимаю карточки в разных позах… Через несколько времени являются Краевский…, а вскорости и Некрасов со своей знаменитой собакой…». Три фотопортрета Некрасова визитного размера, сидящего и стоящего, у ног которого лежит та же охотничья собака, что и на петербургских снимках, стали последними портретами поэта работы Тулинова.
М. Б. Тулинов, 1861 (?)
Фотобумага, фотопечать
9,2х5,6 – изображение, 9,4х5,9 -паспарту
М. Б. Тулинов, 1861 (?)
Фотобумага, фотопечать
9,2х5,6 – изображение, 9,4х5,9 - паспарту
Два портрета Н. А. Некрасова, предположительно сделанные в ателье М. Б. Тулинова.
Портрет Н. А. Некрасова
СПб, 1872 г.
Фотобумага, Фотопечать
13,2*9,7 - отпечаток, 14,2*10,3 – паспарту
Портрет Н. А. Некрасова
СПб, Портрет Н. А. Некрасова
СПб, 1872 г.
Фотобумага, aотопечать
1872 г.
Карл Иванович Бергамаско работал в собственном ателье на Невском проспекте в доме 12. Именно там снимался у него Некрасов зимой или весной 1872 года. Фотопортрет в дальнейшем послужил оригиналом для многочисленных литографированных, гравированных портретов поэта и фоторепродукций.
Портрет больного Н. А. Некрасова
СПб, 1877 г.
Фотобумага, фотопечать
30*39,5 – паспарту, 20,5*26,5 - изображение
Василий Андреевич Каррик единственный раз снимал Некрасова в его квартире на Литейном в 1877 году. Съемка состоялась между 7 и 15 февраля (датировка Ю. Г. Епатко). Это изображение Некрасова, лежащего на подушках, с листом бумаги на одеяле, стало последним прижизненным фотопортретом поэта. Художник И. Н. Крамской писал в это время живописный портрет Некрасова с натуры. Но поскольку тяжело больной поэт, почти не встававший с постели, подолгу позировать не мог, художник решил прибегнуть к помощи фотографа: сделать снимок Некрасова в постели, пишущего стихи, и воспользоваться им для дальнейшей работы над портретом. Для этой цели он пригласил Каррика, высоко ценимого петербургскими художниками. В дальнейшем Крамской использовал этот снимок для создания портрета-картины «Некрасов в период «Последних песен» (1878 г.). Существует и другая, менее убедительная версия: «Возможно, что фотограф выполнил съемку по просьбе поэта».