Планы на будущее
6 февраля в пресс-центре «Интерфакс Северо-Запад» состоялась пресс-конференция, посвященная дню памяти А. С. Пушкина, ближайшим планам и проектам музея. В мероприятии приняли участие директор Всероссийского музея А. С. Пушкина Сергей Михайлович Некрасов и заведующая Мемориальным музеем-квартирой А. С. Пушкина Галина Михайловна Седова.
В начале пресс-конференции С. М. Некрасов познакомил журналистов с программой дня памяти А.С. Пушкина, который по традиции проходит 10 февраля во дворе дома на наб. реки Мойки, 12, где поэт жил и умер.
В этот день Мемориальный музей-квартира А. С. Пушкина и Основная литературно-монографическая экспозиция «А. С. Пушкин. Жизнь и творчество» открыты для посетителей бесплатно. Все желающие пройдут тем маршрутом, каким шли современники поэта в январе 1837 года.
После минуты молчания в 14:45 в концертном зале «Бироновы конюшни» начнется музыкально-поэтическая программа «Приношение поэту». Откроет программу презентация книги Г. М. Седовой «Ему было за что умирать у Черной речки». На пресс-конференции, говоря об этом втором, дополненном издании, Г. М. Седова отметила, что «эта книга очень востребована. Литературная экспозиция „А. С. Пушкин. Жизнь и творчество“ и музей-квартира поэта не позволяют рассказать все то, что хочет сегодня узнать современный посетитель, читатель. Главная моя миссия как автора — рассказать о поэзии и прозе повседневного существования поэта, о таинствах творчества и уязвимости души, о неутолимой жажде человека и гения быть понятым, востребованным вопреки губительному равнодушию окружающих». Книгу можно приобрести в киосках музея за 1100 рублей.
Продолжая пресс-конференцию, С. М. Некрасов познакомил журналистов с ближайшими планами Всероссийского музея А. С. Пушкина. Он отметил, что «музей уже активно начинает готовиться к 225-летию со дня рождения Пушкина, которое будет отмечаться в 2024 году». Среди планов — развитие объектов культурного наследия «Мемориальный Музей-Лицей» и «Мемориальный музей-дача А. С. Пушкина». В июне 2019 года Всероссийский музей А.С. Пушкина в рамках структурных изменений провел объединение отделов «Мемориальный Музей-Лицей» и «Мемориальный музей-дача А. С. Пушкина» в одно структурное подразделение. Результатом проведенной оптимизации стало увеличение посещаемости музеев. За счет единого экскурсионного пространства двух музеев и изменения экскурсионной политики в 2020–2024 годах необходимо провести работы по проектированию и осуществлению новой планировки входной зоны Музея-Лицея, а также частичной реэкспозиции музейных залов для оптимального движения посетителей из Музея-Лицея в музей-дачу. Планируется разработка экскурсионных маршрутов с посещением двух музеев, а также специальных экскурсий для различных категорий посетителей. Необходимо также провести ряд ремонтно-реставрационных работ в музее-даче.
В преддверии еще одного значимого юбилея — 200-летия Н. А. Некрасова, которое будет отмечаться 10 декабря 2021 года, в 2019 году за счет финансовой субсидии Министерства культуры РФ произведена реставрация всего мемориального музея-квартиры поэта, его экспозиционной и служебной части. Весной музей снова откроется для посетителей.Руководство города обещало предоставить музею также часть помещений 3-го этажа в доме на Литейном проспекте, 36. «Когда это произойдет, мы создадим здесь экспозицию об истории русской журналистики», — сказал С. М. Некрасов.
Директор поделился также ближайшими выставочными планами музея. Уже 4 марта в выставочных залах Музея-усадьбы Г. Р. Державина откроется выставка из Музея-заповедника «Абрамцево», который уже долгое время является добрым другом и партнером музея. Будут представлены предметы декоративно-прикладного искусства и живопись. В ответ Всероссийский музей А. С. Пушкина покажет в «Абрамцево» выставку «Сказки А. С. Пушкина».
В завершение встречи Г. М. Седова поделилась с журналистами открытием, сделанным в результате исследований пейзажа в итальянском стиле, который с 1937 года находится в интерьере гостиной музея-квартиры А. С. Пушкина. Считалось, что имя художника, проставленное внизу изображения, расшифровке не подлежит, и только дата рядом с именем прочитывается отчетливо: 1706. В музей картина поступила в 1924 году из особняка на набережной Мойки, 21, принадлежавшего одному из богатейших людей России — князю С. С. Абамелек-Лазареву. Исследование пейзажа, проведенное в недавнее время, поиски его возможного автора привели к неожиданному результату: создателем картины оказался голландский художник по имени Геррит Маас (ранее 1661 — 1746), творивший в Роттердаме. В настоящее время в России не атрибутировано ни одного произведения этого загадочного мастера. Специалисты располагали сведениями лишь о двух его пейзажах, на которых имеется такая же полная подпись, как на картине из музея на Мойке, 12: GMaasius — Геррит Маасиус (сокращенно: Маас). Уникальность и подлинность третьей картины Геррита Мааса подтверждена куратором отдела старых голландских и фламандских мастеров Нидерландского института истории искусств (RKD). В ближайшее время данные об этом открытии будут размещены в общей базе художников Нидерландского института истории искусств (RKD), а также на сайте этого крупнейшего научно-исследовательского центра по изучению искусства Нидерландов. По мнению голландских искусствоведов, сенсационная находка в музее на Мойке, 12, окажет неоценимую помощь при изучении работ старых мастеров в музейных и частных собраниях.