Всероссийский музей А. С. Пушкина | Выставка «Пушкинский заповедник в довоенном фотообъективе»
Главная » Выставки » Архив выставок

Выставка «Пушкинский заповедник в довоенном фотообъективе»

21 апреля – 26 июня


Залы 2-го этажа Восточного корпуса Музея-усадьбы Г. Р. Державина

Выставка продолжает серию проектов, посвященных фотографии 1930-х годов. Всероссийский музей А.С.Пушкина обладает прекрасной коллекцией фотоснимков с видами Пушкинского заповедника, начиная с основания «Пушкинского уголка», как он назывался в 1899 году, и продолжая сериями довоенных и послевоенных снимков, выполненных разными фотохудожниками.

Довоенные фотографии, по большей части, представляют собой большеформатные серебряно-желатиновые отпечатки. Для выставки были отобраны работы трех авторов: Александра Монюшко, Михаила Муравейского и Александра Шибанова. К сожалению, биографические сведения об авторах, собранные буквально по крупицам, так малы, что вторым названием выставки могло бы стать «Фотографии трех неизвестных». Между тем, именно эти работы отличаются не только документальной точностью, к которой не раз обращались во время послевоенных восстановительных работ, но и высокохудожественным исполнением.

Известно, что в преддверии столетия со дня смерти А.С.Пушкина, десятки фотографов работали над съемкой различных пушкинских мест для газет, юбилейных изданий, выставок. Значительно больше остальных, в этом плане, «повезло» псковскому комплексу: усадьбы Михайловское, Тригорское и Петровское, древний Святогорский монастырь не раз становились объектами полномасштабной, обстоятельной съемки. Работа эта была не так проста, как могло показаться на первый взгляд, потому как, «не проникнувшись пушкинским настроением, нельзя художественно передать обстановку, в которой он жил».

На выставке впервые в едином крупном комплексе представлены работы Александра Шибанова, который, в отличие от двух других авторов, погибших в годы Великой Отечественной войны, прожил долгую жизнь и не раз обращался к пушкинской теме в своем творчестве. Интерес представляет его художественный метод: он фотографировал написанные картины, и раскрашивал маслом готовые фотоотпечатки, создавая тем самым своеобразные авторские повторения. В музейном собрании хранится несколько его живописных работ и более 40 фотографий с авторской раскраской.

Акценты на выставке помогла расставить скульптура: несколько проектов памятников поэту для Михайловского свидетельствуют о живом, непреходящем интересе художников разного времени к творчеству и личности Пушкина. Это и порывистый образ прогуливающегося поэта, созданный В.Козловым, и Пушкин, погруженный в мир своих поэтических видений, каким его представляла Сарра Лебедева. Дипломная работа Галины Додоновой 1967 года создает уют и умиротворение и в то же время передает юношеский задор и легкость.

Не случайно говорил пушкинист Ю.Тынянов, что «эти места говорят о Пушкине больше, чем многие книги, написанные о поэте».

Вход на выставку:

- по единому билету Музея-усадьбы Г. Р. Державина
- по билету на выставку
- по бесплатному билету – для льготных категорий граждан