Всероссийский музей А. С. Пушкина | Выставка «Александр Пушкин. Карл Брюллов. Параллели»
Главная » Выставки » Текущие выставки

Выставка «Александр Пушкин. Карл Брюллов. Параллели»

29 августа–30 сентября 2024 года

Основная литературно-монографическая экспозиция «А. С. Пушкин. Жизнь и творчество» (Зеленый зал)

Цель выставки — провести параллели между судьбами поэта и художника и рассказать об их встречах и коротком, но близком общении.

Экскурсии по выставке в сентябре: 4, 7, 11,  13, 18, 21, 25 и 28
Купить билеты →

2024 год богат на юбилейные даты — 6 июня мы отметили 225 лет со дня рождения А. С. Пушкина, а 23 декабря состоится празднование 225-летия К. П. Брюллова.

Пушкин и Брюллов были не только ровесниками, но и единомышленниками. Цель выставки — провести параллели между судьбами поэта и художника и рассказать об их встречах и коротком, но близком общении.

В январе 1836 года П. В. Нащокин писал Пушкину: «Тебя, т. е. твое творение он (К. Брюллов. — Авт.) понимает и удивляется равнодушию русских относительно к тебе. — Очень желает с тобою познакомиться и просил у меня к тебе рекомендательного письма». Знакомство произошло в этом же году, но было прервано трагической гибелью поэта.

Интерес к творчеству друг друга возник задолго до встречи. Пушкин был одним из первых в Петербурге, кто увидел картину Брюллова «Последний день Помпеи» и под впечатлением от произведения записал стихотворные строки, где описал одну из центральных сцен картины: сыновья несут на руках старика-отца:

Везувий зев открыл — дым хлынул клубом — пламя
Широко развилось, как боевое знамя.
Земля волнуется — с шатнувшихся колонн
Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,
Под каменным дождем, под воспаленным прахом,
Толпами, стар и млад, бежит из града вон.

 

Духовная близость двух гениев возникла неслучайно. Оба родились в творческих семьях: в семье Пушкина все были стихотворцами, в семье Брюллова — художниками. Учились в лучших учебных заведениях России: Царскосельском лицее и Академии художеств, и уже во время обучения им предвещали великое будущее. Оба воспитывались на одних идеалах, в Лицее и Академии существовал культ античной культуры и ее эстетики. Курс латинского языка в Лицее преподавал профессор словесности Н. Ф. Кошанский, составитель латинской грамматики, переводчик древних поэтов и их толкователей. На выставке можно увидеть изданный им учебник «Цветы греческой поэзии» (1811), а также учебник адъюнкт-профессора И. К. Кайданова «Древняя история» (1814). Альбом «Произведения воспитанников Императорской Академии художеств, удостоенные наград» (1805) показывает ориентацию академической художественной школы на античность как образец всего самого совершенного и прекрасного в искусстве. По окончании учебных заведений, после непродолжительного пребывания в Петербурге Пушкин и Брюллов покидают Северную столицу.

Братья Карл и Александр Брюлловы отправляются в Италию при поддержке Общества поощрения художников. В 1828 году произошло извержение Везувия, К. Брюллов побывал на раскопках в Помпеях и Геркулануме, сделав на месте ряд эскизов пейзажа, руин, окаменелых фигур, и в 1833-м завершил картину «Последний день Помпеи», которая произвела настоящую сенсацию в Европе и России.

Известно, что Пушкин не был в Италии, хотя образ этой страны часто встречается в его ранней лирике. Он знал итальянский язык и читал Данте в оригинале. Живое очарование эллинизма Пушкин почувствовал, путешествуя по Крыму, служа в Кишиневе и Одессе. Образы античных поэтов переосмысляются Пушкиным, рассматриваются в сближении с собственной судьбой: «В стране, где Юлией венчанный, / И хитрым Августом изгнанный / Овидий мрачны дни влачил…». В 1820 году Пушкин посетил Бахчисарайский дворец. Романтическая история о трагической судьбе пленницы хана вдохновила поэта на создание поэмы «Бахчисарайский фонтан». Среди экспонатов выставки — библиографическая редкость — первое издание поэмы «Бахчисарайский фонтан», 200-летие публикации которой исполняется в этом году.

 

Важным этапом в развитии исторического жанра в творчестве Брюллова и Пушкина стал Псковский край. В 1836 году художник, путешествуя по этим землям, осматривал знаменитый пролом Стефана Батория, сделанный в крепостной стене во время осады польским войском в 1581–1852 годах. Ученик художника М. И. Железнов вспоминал: «Русская история всегда производила на Брюллова тяжелое впечатление. В ней, говорил он, — беспрестанно приходится читать, что удельные князья грызутся между собой и друг друга со света изводят. Два события, которые показаны у Карамзина и в которых все сделал сам народ: осада Пскова и взятие Казани, составляют исключение. Потому-то мне и захотелось написать „Осаду Пскова“». Пушкин, пользуясь библиотекой Святогорского монастыря и читая «Историю государства Российского» Н. М. Карамзина, в 1824–1826 годах написал «Бориса Годунова». Позже при личной встрече поэт и художник будут вести «оживленный разговор» о многих сюжетах из истории Петра Великого и о том, что писать из русской истории.

Встреча с государем Николаем I — еще один важный эпизод в жизни Пушкина и Брюллова. Поэт был воодушевлен беседами с царем в 1826 и 1831 годах, надеялся на понимание и поддержку. Ему понадобилось несколько лет, чтобы осознать последствия царской милости, и в 1834 году в письме к жене он напишет: «…но я не должен был вступать в службу и, что еще хуже, опутать себя денежными обязательствами… Зависимость, которую налагаем на себя из честолюбия или из нужды, унижает нас». Брюллов был удостоен аудиенции Николая I в 1836 году будучи уже всемирно известным художником. Императора неприятно удивила независимость суждений и поведения художника, что стало причиной его нерасположения.

Место и обстоятельства встречи Пушкина и Брюллова стали известны из письма поэта жене от 4 мая 1836 года: «…Я успел уже посетить Брюллова. Я нашел его в мастерской какого-то скульптора, у которого он живет. Он очень мне понравился. Он хандрит, боится русского холода и прочего, жаждет Италии, а Москвой очень недоволен». Неизвестным Пушкину скульптором был И. П. Витали. В 1836 году он вылепил бюст К. Брюллова, после смерти Пушкина по заказу П. В. Нащокина создал бюст поэта.

Будучи в Москве, Брюллов часто навещал В. А. Тропинина, был настолько им очарован, что говорил: «Вот истинный художник, <…> если бы он был за границею, то был бы первым портретистом». Выражением признательности и дружбы со стороны Тропинина стал портрет К. Брюллова на фоне огнедышащего Везувия. В экспозиции можно увидеть живописный эскиз этого портрета. Также представляем изображения представителей столичного петербургского общества, рисованные братьями К. и А. Брюлловыми, среди них графические портреты В. А. Жуковского, И. А. Крылова, Н. В. Кукольника, и предметы мебели из семьи Брюлловых: кресло-патэ, вольтеровское кресло, ломберный столик.

 

Особая дружба связывала поэта и художника с автором первой русской национальной оперы М. И. Глинкой. Брюллов вдохновлялся музыкой и пением Глинки, называл его «братом по искусству». Они познакомились в 1831 году в Неаполе, а подружились уже в 1836-м в Петербург. С Пушкиным судьба свела Глинку значительно раньше. С 1817 года будущий композитор учился вместе с братом Пушкина Львом, а его гувернером был лицейский друг поэта В. Кюхельбекер. Вскоре после смерти Пушкина Глинка начал работать над оперой «Руслан и Людмила», а Брюллов сделал эскизы костюмов и декорации к IV действию оперы «Сады Черномора». В экспозиции представлен бюст Глинки и его акварельный портрет работы К. Брюллова.

Внезапная кончина Пушкина потрясла всю Россию. К. Брюллов из-за болезни не мог лично присутствовать при прощании и отпевании поэта и послал в дом на набережную Мойки, 12, своего ученика А. Н. Мокрицкого. Тот сделал рисунок, а в дневнике в этот день записал: «Говорили о Пушкине. Он (Брюллов. — Авт.) читал его стихотворения, восхищался каждой строкой и каждой мыслью знаменитого поэта». На выставке представлен рисунок Мокрицкого «А. С. Пушкин на смертном одре».

Вскоре после кончины Пушкина Брюллов начал писать картину «Бахчисарайский фонтан», работа над которой продолжалась более 10 лет. На полотне внушительных размеров Брюллов изобразил сцену в Гареме. Картина стала художественным памятником поэту и данью уважения его таланту. Впервые за долгое время на выставке показаны три карандашных наброска, исполненные художником во время работы над композиционным решением картины.