Главная » Выставки » Текущие выставки

Выставка «Мир Пушкина в иллюстрациях Владимира Фаворского»

22 апреля – 30 июня

Музей-усадьба Г. Р. Державина, залы 2-го этажа Западного корпуса.

Выставка приурочена к 135-летию со дня рождения книжного графика, мастера гравюры на дереве, театрального художника, искусствоведа и педагога Владимира Андреевича Фаворского.

На выставке будут представлены иллюстрации В. А. Фаворского, выполненные в технике ксилографии, к поэме «Домик в Коломне», трагедиям «Пир во время чумы», «Каменный гость», «Моцарт и Сальери», «Скупой рыцарь», «Борис Годунов», лирическим произведениям А. С. Пушкина, а также карандашные эскизы 1937-1960-х годов, макеты изданий А. С. Пушкина поэмы «Кавказский пленник» (1938) и повести «Капитанская дочка» (1938).

Зрители также увидят эскизы декораций к «Скупому рыцарю», сделанные художником в 1937 году для спектакля «Маленькие трагедии» в Московском театре профессиональных союзов (Театр Моссовета), фронтиспис «Пушкин-лицеист» для издания собрания сочинений А. С. Пушкина, подготовленного издательством «Academia» к 100-летней годовщине со дня смерти Пушкина (1937) – ксилография и подготовительный карандашный рисунок.

В зале Медиацентра посетители смогут ознакомиться с виртуальной галереей иллюстраций В. А. Фаворского, не вошедших в состав выставки, биографией художника, а также с изданиями: книгами самого мастера, произведениями А. С. Пушкина в его иллюстрациях, исследованиями его творчества.

В. А. Фаворский унаследовал способности к рисованию от деда – архитектора и скульптора В. О. Шервуда, первым его учителем была мать – художница Ольга Шервуд. Еще учась в гимназии, он посещал вечерние занятия в скульптурном классе Строгановского художественно-промышленного училища, а в 1905 году, окончив гимназический курс, уехал в Германию, где в известной школе венгерского педагога Шимона Холлоши обучался рисунку и живописи.

Становление художника шло одновременно с постижением теоретических основ профессии, с расширением гуманитарного знания. Он посещал лекции на искусствоведческом отделении философского факультета Мюнхенского университета. Вернувшись через два года в Россию, продолжил образование на историко-филологическом факультете Московского университета, который окончил, получив диплом искусствоведа. Все полученные знания пригодятся ему для создания книжной иллюстрации.

Работая в разных художественных учебных заведениях, В. А. Фаворский возродил русскую школу торцевой гравюры на дереве. Художники А. Д. Гончаров, П. Я. Павлинов, А. А. Дейнека, Ф. Д. Константинов, Ю. И. Пименов, А. Г. Тышлер и многие другие, с гордостью причисляли себя к когорте его учеников.

Первым произведением Пушкина с иллюстрациями Фаворского стала поэма «Домик в Коломне». В 1922 году Берлинское издательство «Нева» решило издать произведения поэта в переводе на немецкий язык и с иллюстрациями русских мастеров ксилографии. Книга так и не вышла, но Фаворский сделал серию работ, которые с успехом экспонировал на выставках. В 1929 году «Домик в Коломне» с иллюстрациями художника был издан «Русским обществом друзей книги» тиражом 500 экземпляров. Книга сразу же стала библиографической редкостью. На выставке экспонируются иллюстрации обложки и фронтисписы этого произведения, виньетки, изображения интерпретированных художником «лирических отступлений» поэта.

К 100-летию со дня смерти Пушкина, в издательстве «Academia» выпустила в свет 9-томное миниатюрное собрание его сочинений. Фаворскому принадлежит портрет «Пушкин-лицеист». В первом варианте он изобразил юного поэта, стоящего у дерева в Царскосельском парке, однако художника не удовлетворил результат, и он создает ставший классическим облик Пушкина, в котором все внимание сосредоточено на его лице. На выставке можно увидеть карандашный эскиз портрета и его окончательный вариант в технике ксилографии.

На протяжении жизни Фаворский несколько раз обращался к работе над пушкинскими «Маленькими трагедиями», причем как в жанре книжной иллюстрации, так и в театрально-декорационном искусстве. В 1937 году Московский театр профсоюзов (Театр Моссовета) осуществил постановку этого произведения в оформлении художника.

Особое место в его творчестве занимает работа над трагедией «Борис Годунов». Первым обращением к этому произведению стала гравюра 1940 года «Пимен и Григорий» для фронтисписа неосуществленного издания. В 1954 году он приступает к оформлению издания трагедии, уже имея удачный опыт работы над историческими произведениями. Выполненные в разные годы иллюстрации к трагедии «Борис Годунов» можно увидеть на выставке.

Вход на выставку:
по единому билету — 300 рублей
по билету на выставку —100 рублей
по бесплатному билету — для льготных категорий граждан


Поделиться текущей страницей в соцсетях: