Выставка «Печать дозволяется»
6 сентября — 10 октября 2024 года
Фойе «Бироновы конюшни» (наб. реки Мойки, 12)
Выставка приурочена к 220-летию утверждения первого цензурного устава в России.
Проблема свободы слова остается актуальной в любом обществе. Человек стремится свободно выражать свое мнение и пропагандировать идеи, получать и распространять информацию без вмешательства со стороны официальных властей. Однако, существует институт цензуры, который регулирует информационные потоки в обществе.
В России с началом книгопечатания цензура осуществлялась церковью, хотя специальных цензурных учреждений еще не существовало. Существенные изменения произошли в начале XVIII века в ходе реформ Петра I. Цензура постепенно разделилась на духовную и светскую. Типографии в это время принадлежали или государству, или церкви.
Цензура в общепринятом значении этого слова была введена при Екатерине II, после издания «Указа о вольных типографиях». Стал обязательным предварительный просмотр представленных к печати рукописей «управами благочиния», то есть полицейскими учреждениями. С этого времени началась борьба русских писателей за свободу слова и творчества. При Павле I структурирование цензурного аппарата завершилось. Цензура окончательно перешла в руки правительства.
При Александре I в 1804 г. был принят первый относительно либеральный «Устав о цензуре, а общее руководство цензурой перешло к Министерству народного просвещения. К началу 1820 г. устав перестал удовлетворять правительственные круги, отказавшиеся от проведения реформ. В 1826 г. был утвержден более реакционный цензурный устав, который вошел в историю под названием «чугунного» и вызвал множество нареканий. Устав действовал менее двух лет, к 1828 г. был разработан новый устав, который служил руководством для цензурного аппарата страны до 60-х гг. XIX в. В это время были запрещен, конфискован и уничтожен целый ряд книг.
На выставке будут представлены Уставы о цензуре 1804 и 1828 гг., портреты Екатерины II, Павла I, Александра I и Николая I, министров народного просвещения А. Шишкова и С. Уварова, экземпляры книг с цензорскими билетами и свидетельствами содержателей типографий, запрещенные, изъятые из продажи, уничтоженные книги, чудом уцелевшие и сохранившиеся до наших дней, экземпляр комедии «Горе от ума» 1833 г. с рукописными дополнениями вырезанных цензурой строк, прижизненные издания А.С. Пушкина с цензурными изменениями, а также его портреты.