Выставка «ВыЛИТый Пушкин»
19 июня - 4 сентября 2025 года
Музей-усадьба Г.Р. Державина (Западный корпус, 3-й этаж)
Выставочный проект — это редкая возможность представить коллекцию скульптуры в необычном аспекте, взглянув на нее через призму художественного литья.
Кураторские экскурсии по выставке: 17 и 31 июля в 17:00
Билеты на сайте →
Исторически важную роль в развитии литейной отрасли в России играли французские и немецкие мастера, обучавшие первых учеников в классах формовального, чеканного и литейного мастерства Императорской Академии художеств. Русское бронзолитейное производство в своем развитии прошло три этапа: дворцовый период (конец XVIII — первая половина XIX в.); переход на промышленную основу (вторая половина XIX в.); эпоха массовой продукции и заказных авторских отливок частными художественными студиями (1890-е — 1917).
Монументальное производство было сосредоточено в основном на казенной Бронзовой фабрике и в Литейном доме Академии художеств. Первые частные предприятия появились в конце XVIII в. в Петербурге, после 1812 г. — в Москве. На выставке представлены предметы четырех крупнейших петербургских бронзолитейных предприятий: А. П. Морана, Н. Ф. Штанге, К. Ф. Верфеля, К. А. Берто (преемника фабрики Ф. Шопена). Их высочайшее мастерство и сотрудничество с прославленными скульпторами сделали русскую камерную пластику популярной не только в России, но и за рубежом. Широкую известность получили отдельные мастерские, выполнявшие заказные работы по собственным эскизам или по рисункам заказчиков (мастерские К. И. Миглинника, В. З. Гаврилова, Е. М. Метнера).
Художественное литье из чугуна стало развиваться в России в начале 1800-х гг. Заметное влияние на него оказали немецкие литейщики. На Уральских заводах, Кушвинском, Каменском и Златоустовском, они не только помогли усовершенствовать технологию выпуска основной продукции, но и наладили производство художественного литья (первые работы уральских мастеров выполнялись по привезенным прусскими специалистами моделям). Отливки Каслинского завода стали визитной карточкой чугунного производства. В Каслинском литье отчетливо обозначилась связь русского классического искусства и народной традиции. Каслинцы превратили неподатливый мрачный чугун в чудесный материал для изящной скульптуры и на весь мир прославили искусство уральских мастеров.
На выставке представлены более 50 произведений из собрания Всероссийского музея А. С. Пушкина и коллекции Г. Н. Антонова. Экспонаты отражают все возможные формы произведений, изготовленных русскими и советскими литейщиками — бюсты, фигуры, скульптурные композиции, барельефы и горельефы. Они не только запечатлели великого поэта и его современников, но и стали иллюстрациями пушкинских произведений, отливками хозяйственного назначения, предметами для украшения интерьера.
Художественная бронза представлена образцами упомянутых выше частных петербургских бронзолитейных фабрик. Большинство произведений на их предприятиях отливалось по моделям известных скульпторов — А. М. Опекушина, И. Я. Гинцбурга и других.
В 1886 году скульптор Роберт Бах создал в гипсе портреты-бюсты Пушкина, Тургенева, Гоголя, Достоевского, Крылова, Жуковского для последующего их воспроизведения в бронзе. Журнал «Художественные новости» писал: «…бронзовые бюсты г. Баха хороши по энергетической манере, по типичности, по индивидуальности характера». Почти все эти скульптурные изображения писателей представлены на выставке.
Кабинетные предметы из бронзы и чугуна представлены на историческом столе XIX века единым комплексом, который позволяет убедиться, что чугунные вещи ничуть не уступают по красоте и изяществу работы более дорогим бронзовым.
Произведения бронзовой и чугунной кабинетной пластики экспонировались на всероссийских и всемирных выставках; они высоко ценились при императорском дворе, украшали интерьеры великосветской знати, их охотно приобретали русские предприниматели и промышленники, представители интеллигенции. Особого внимания заслуживают произведения знаменитых русских художников и скульпторов — Е. А. Лансере и М. О. Микешина.
Представляют интерес редко экспонируемые отливки нетиражного производства: скульптуры Г. Д. Гликмана, выполненные им по специальному заказу музея и под его непосредственным руководством; один из первых, появившихся еще до революции, пушкинских барельефов работы С. Д. Меркурова; барельефы советских классиков В. В. Козлова и И. В. Крестовского.
Образцами для отливки часто служили медные, бронзовые, фарфоровые и деревянные изделия, выполненные как в России, так и за рубежом. В отдельной витрине можно увидеть фарфоровые прототипы, послужившие основой для художественной отливки из бронзы и чугуна.
Вход на выставку по единому билету Музея-усадьбы Г. Р. Державина, по билету на выставку, по билету в Медиацентр, по бесплатному билету для льготных категорий граждан.
Участники проекта: Всероссийский музей А. С. Пушкина, Каслинский историко-художественный музей (г. Касли, Челябинская обл.), Г. Н. Антонов, контр-адмирал, коллекционер.