Всероссийский музей А. С. Пушкина | Выставка «„Я вижу берег отдаленный…“ К 10-летию присоединения Крыма к России»
Главная » Выставки » Текущие выставки

Выставка «„Я вижу берег отдаленный…“ К 10-летию присоединения Крыма к России»

14 марта — 14 июня 2024


Музей-усадьба Г. Р. Державина, Восточный корпус, 2-й этаж

Уникальное собрание Всероссийского музея А. С. Пушкина дает возможность посетителям совершить вслед за Пушкиным путешествие по Крыму, которое поэт осуществил вместе с семьей генерала Н. Н. Раевского в августе-сентябре 1820 года.

Работы художников К. Брюллова, И. Айвазовского, Ж. Мивилля, Н. Чернецова, Г. Гагарина, К. Кюгельгена, К. Рабуса, Л. Пастернака, И. Левитана, П. Кончаловского, К. Коровина, С. Лобанова, П. Митурича и других мастеров XIX–XX веков откроют не только красоту природы Крыма, но и моменты его многовековой истории.

В начале экспозиции представлены старинные карты Крыма и портрет Г. А. Потемкина-Таврического, о котором Пушкин писал: «Он разделит с Екатериной часть воинской ее славы, ибо ему мы обязаны Черным морем…» В 1783 году Екатерина II издает манифест о присоединении Крымского полуострова к Российской империи, четыре года спустя она совершает триумфальное путешествие по Крыму. Торжество и значимость события передает гравюра-аллегория Ж.-Ж. Авриля «Екатерина II путешествует в своем государстве в 1787 году». Главная цель путешествия императрицы — Бахчисарай, бывшая столица покорившегося Крымского ханства. Многочисленные виды средневекового города, интерьеров ханского дворца и фотографию «опочивальни» императрицы зрители смогут увидеть на выставке.

Потемкин, получив поддержку императрицы, приступил к активному преобразованию Крыма. Местная знать получила такие же права, как и русское дворянство, которое начинает обживать вновь приобретенные крымские земли. Среди экспонатов — редкие портретные изображения первых владельцев новых земель, с которыми был знаком Пушкин. Это портреты четы Воронцовых — Елизаветы Ксаверьевны (акварель австрийского художника Ж. Тельчера) и Михаила Семеновича (карандашный рисунок глухонемого художника К. Гампельна), которым принадлежали Алупка и Массандра. Акварельные портреты хозяина имения Гаспра А. Н. Голицына (выполнен П. Ф. Соколовым) и владельца Мисхора Л. А. Нарышкина (работа Й. Крихубера).

Через тридцать три года после путешествия Екатерины II почти тем же маршрутом проедет по Крыму и А. С. Пушкин. Поездка продлится всего несколько недель, но именно это время поэт будет вспоминать как «счастливейшие минуты жизни». С Раевскими Пушкин посетил Керчь, Феодосию, Гурзуф, Симферополь, Балаклаву и развалины Георгиевского монастыря. Несколько поколений художников вслед за Пушкиным постигали красоту крымских пейзажей. Вглядываясь в тонкие лирические пейзажи Ж. Мивилля, К. Кюгельгена, Н. Чернецова, К. Рабуса, мы проникаемся восторгами и волнениями поэта при встрече с незабываемой красотой «полуденной земли».

На выставке находится выполненный в 1828 году карандашный портрет Пушкина работы польского художника В. Ваньковича, представлены также портреты тех, с кем он путешествовал: Н. Н. Раевского-старшего, Николая Раевского-младшего, его старшего брата Александра и двух сестер, Екатерины и Марии.

Один из шедевров коллекции музея — живописная иллюстрация К. Брюллова к поэме «Бахчисарайский фонтан», над которой художник работал около десяти лет, вдохновляясь пушкинскими строками:

Беспечно ожидая хана
Вокруг игривого фонтана
На шелковых коврах оне
Толпою резвою сидели
И с детской радостью глядели,
Как рыба в ясной глубине
На мраморном ходила дне…

Поэма была навеяна посещением Бахчисарая и ханского дворца, который хранил легенду о любви, страсти, ревности… Виды Бахчисарая и «Фонтана слез» представлены в акварельных и карандашных рисунках Н. Фесслера, М. Бочарова, А. Могилевского, П. Кончаловского, С. Лобанова, П. Шиллинговского. Особое место в экспозиции занимают скульптурные работы М. К. Аникушина — несколько эскизных гипсовых моделей памятника «Пушкин в Гурзуфе». Эти и многие другие работы известных мастеров дополнят знания посетителей о Пушкине и о его влиянии на нашу культуру.

Образ Крыма был частью мечты Пушкина о счастье. Однажды он написал: «Среди моих мрачных сожалений меня прельщает и оживляет одна лишь мысль о том, что когда-нибудь у меня будет клочок земли в Крыму».

Вход на выставку:

  • по единому билету Музея-усадьбы Г. Р. Державина
  • по билету на выставку;
  • по бесплатному билету для льготных категорий посетителей.
Экскурсии с куратором по выставке:
7, 14, 18 апреля в 16:00
16, 23, 30 мая в 16:00