Выставка «Портреты А. С. Пушкина» из собрания Всероссийского музея А. С. Пушкина»
19 сентября — 24 октября 2024 года
Ульяновский областной краеведческий музей имени И. А. Гончарова
Экспозиция, посвященная восприятию Пушкина художниками разных эпох и эстетических устремлений, подготовлена в год 225-летия со дня рождения поэта.
В 1827 году в послании О.А. Кипренскому, закончившему работу над знаменитым портретом, Пушкин признавался: «Себя как в зеркале я вижу. Но это зеркало мне льстит». К своей внешности поэт относился критически, а часто и с иронией: «… могу я сказать вместе с покойной няней моей: хорош никогда не был, а молод был». Идея же создания скульптурного портрета вызвала активное неприятие модели – в письме жене, написанном в мае 1836 года, есть такие строки: «Здесь хотят лепить мой бюст. Но я не хочу. Тут арапское мое безобразие предано будет бессмертию во всей своей мертвой неподвижности».
О внешности Пушкина сохранились многочисленные противоречивые отклики современников. Те, кто ценили его как поэта и человека – видели особую одухотворенность его образа; те, кто были на него в обиде – замечали изъяны. Иногда кажется, что, описывая одного человека, они говорили о разных людях. Наиболее емко эту проблему обозначил в 1827 году Н. Полевой в заметке журнала «Московский Телеграф» о портрете, исполненном В.А. Тропининым: «Физиономия Пушкина, столь определенная, выразительная, что всякий хороший живописец может схватить ее, вместе с тем, и так изменчива, зыбка, что трудно предположить, чтобы один портрет Пушкина мог дать о ней понятие. Действительно, гений пламенный, оживляющийся при каждом новом впечатлении, должен изменять выражение лица своего…».
Свою лепту в создание собирательного образа поэта внесли многие талантливые художники, но наибольшей ценностью для нас обладают произведения, выполненные при жизни поэта. Среди них акварель неизвестного художника 1830-х годов «Пушкин в группе писателей», фронтиспис альманаха «Новоселье» «Пушкин на обеде у Смирдина» (1832-1833) в исполнении А.П. Брюллова, зарисовка А.П. Сапожникова «Пушкин в книжной лавке Смирдина» (1833-1834), акварельный портрет поэта, выполненный в 1832 году художником Юлиусом Клюндером, в основе которого лежит гравюра с полотна О.А. Кипренского.
В состав выставки вошел знаменитый портрет, известный в пушкинской иконографии как «линевский», написанный предположительно художником-любителем И.Л. Линевым. Многие выдающиеся пушкинисты конца XIX – первой половины ХХ века считали его последним прижизненным изображением поэта. Сегодня более убедительной кажется версия о том, что его создал художник XIX века, знакомый с посмертной маской Пушкина.
Традиционно интерес к личности и творчеству поэта возрастал в российском обществе в юбилейные годы. На выставке находится акварельная работа П.П. Кончаловского «Пушкин в Болдине», созданная к 100-летию со дня рождения Пушкина в 1899 году. В 1910-е годы образ поэта привлекал художников «мирискуссников». Об этой странице пушкинианы напоминает рисунок тушью А.Н. Бенуа «Пушки и его друзья белой ночью» (1916). О поисках своего Пушкина говорит карандашный набросок Б.М. Кустодиева 1910-х годов «Пушкин на набережной Невы».
100-летие со дня смерти поэта, которое широко отмечалось в нашей стране в 1937 году, дало толчок для создания многих произведений изобразительного искусства. Среди них карандашный портрет работы Н.А. Павлова (1936-1937), подготовительный рисунок К.С. Петрова-Водкина к картине «Пушкин в Болдине», которая не была завершена художником (1936), рисунок тушью В.П. Беляева «Пушкин в Армении» (1937), карандашный портрет, выполненный художником-ксилографом А.И. Кравченко (1936-1937), живописный портрет кисти А.Г. Платунова (1938).
В 1930-х – 1950-х годов активно занимались иллюстрированием произведений Пушкина графики К.И. Рудаков и Н.В. Кузьмин. В серии работ они включали портретные изображения поэта. На выставке можно увидеть акварельный портрет, исполненный Рудаковым (1934), и рисунок Кузьмина «Пушкин в Петербурге» (1950-е гг.)
На протяжении нескольких десятилетий образ поэта занимал центральное место в творчестве художника Н.П. Ульянова, создавшего несколько вариантов знаменитой картины «А.С. Пушкин и Н.Н. Пушкина перед зеркалом в Аничковом дворце». На выставке представлен поздний вариант 1949 года, а также рисунок углем «Пушкин с женой в своем кабинете» (1939).
В собрании музея находятся серии произведений художников второй половины ХХ – начала ХХI вв., посвященных творчеству Пушкина и предложивших смелые интерпретации образа поэта. Среди наиболее ярких работ можно выделить карандашный рисунок А.З. Иткина «Пушкин в Москве» (1968); картину В.В. Березина «Пушкин на скамейке в парке осенью» (1984), акварельный рисунок В.С. Васильковского «Пушкин-лицеист у конторки» (1993), портрет Пушкина в исполнении Александра и Валерия Трауготов (1995), лист из серии «Пушкин, он и в Китае – Пушкин» О.Ю. Яхнина (1999), работу Э.Х. Насибулина «Сумрак» (2004), портрет Пушкина из цикла «Михайловское. Иллюстрация к драме «Борис Годунов»» Ю.К. Люкшина (2005).