Выставка «„Сказка о золотом петушке“ в иллюстрациях художников конца XIX —XX века из собрания Всероссийского музея А. С. Пушкина»
1 октября — 2 декабря 2024 года
Дом-музей Н. А. Римского-Корсакова. Концетный зал «Полковая церковь»
Часть коллекции иллюстраций собрания Всероссийского музея А. С. Пушкина к сказкам поэта и эскизов к театральным постановкам по его произведениям, рассказывающая о взгляде иллюстраторов на сказочный текст Пушкина и видении художников-декораторов оформления оперы Н. А. Римского-Корсакова «Золотой петушок».
Пушкин — автор известных и любимых всеми сказок. В пору детства нам читали сказки на ночь, мы знали их наизусть и могли узнать картинку из любимой книжки. Эти образы остались с нами на всю жизнь.
Началом в иллюстрировании сказок Пушкина можно считать рисунки самого автора, как известно, поэт делал зарисовки пером на полях рукописей и оставил на страницах острые и тонкие изображения основных персонажей. Эти легкие мгновенные наброски полны веселым и лукавым пушкинским юмором.
«Сказка о золотом петушке» была написана в 1834 году и напечатана поэтом в «Библиотеке для чтения» в 1835 году. В основу сюжета положена шутливая новелла американского писателя-романтика Вашингтона Ирвинга «Легенда об арабском звездочете». До сих пор спорят о возможных смыслах, которые Пушкин вложил в свою последнюю сказку.
На выставке вы увидите несколько работ, выполненных тушью и пером художника Евгения Шероцкого, датируемых концом XIX — началом XX века. Рядом в витринах — листы дипломной работы Елены Плехан к «Сказке о золотом петушке» (1948–1949). Она окончила Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина (мастерская В. М. Конашевича). По своему содержанию иллюстрации художницы необычайно динамичны и повествовательны, и созвучны непостижимой стремительности развития действия в сказке Пушкина.
Одним из ярких представителей детской иллюстрации 1950–1960 годов является заслуженный художник РСФСР Николай Михайлович Кочергин. Пушкинская «Сказка о золотом петушке» была проиллюстрирована мастером в 1948 году. В рисунках он тщательно прорабатывал архитектуру и предметы интерьеров, детали одежды и украшений персонажей. Работы Кочергина являются украшением выставки. Все сюжеты пушкинской сказочной истории пронизаны тонкой иронией.
Художник-палешанин Евгений Иванович Пашков обратился к творчеству Пушкина в конце 1950-х — начале 1960-х годов. За рисунки к сказкам был удостоен диплома первой степени на Всероссийском конкурсе Министерства культуры РСФСР (1962). В представленных работах можно рассмотреть, как гибкой, текучей линией художник пересказывает пушкинский текст. В этих произведениях Пашкова наиболее ощутимы традиции Палеха, изящная линеарность, зрелищность и изысканное сочетание тонов.
В сказочном мире Н. А. Римского-Корсакова есть место царям, купцам, простому люду и загадочной Шамаханской царице. «Золотой петушок» — последняя, пятнадцатая опера композитора, мировая премьера которой прошла 24 сентября 1909 года в Москве в Оперном театре Сергея Зимина (постановка Петра Оленина, художник Иван Билибин).
На стендах выставлены эскизы декораций к опере, выполненные театральным художником Евгением Григорьевичем Чемодуровым в 1970-х годах для Государственного театра оперы и балета Белорусской ССР. Они перенесут зрителя в яркий мир театра. Не менее завораживающей является работа 1949 года Виктора Макаровича Оленева, на которой изображен шатер Шамаханской царицы в горном ущелье.
Адрес проведения выставки: г. Тихвин, ул. Римского-Корсакова, 13