Выставка «Вослед Пушкину»
24 мая – 12 июля 2024 года
Музей-усадьба Н. А. Некрасова «Чудовская Лука»
Выставка знакомит с произведениями художников XIX–XX веков из фондов оригинальной графики и скульптуры Всероссийского музея А. С. Пушкина.
В истории нашего Отечества нет поэта, с которым общественное сознание так легко продолжало бы давно начатый разговор, так живо «аукалось». Тексты произведений Пушкина содержат точные ответы едва ли не на все вопросы, встающие перед человеком от рождения до смерти. Выставка задумана показать взгляд художника на произведение поэта, как художник-творец создает пространство и образы вослед поэтическому слову Пушкина.
Известный иллюстратор художественных произведений русской и зарубежной классики Константин Иванович РУДАКОВ (1891–1949) около семи лет (1930–1940-е) увлеченно работал над иллюстрированием романа в стихах «Евгений Онегин». Его работы можно рассматривать как «собранье пестрых глав», — так Пушкин охарактеризовал свой роман, обращая внимание читателей на самостоятельность и цельность каждой главы, которая могла бы стать последней, а могла иметь продолжение. Рудаков в своем творчестве развивал традиции русского карандашного и акварельного портрета первой половины XIX века. Образы пушкинских героев — Онегина, Татьяны, Ленского, Ольги — выполнены с глубоким интересом к человеческой личности и родственны портретам О. А. Кипренского и П. Ф. Соколова. В композиционных рисунках мастер стремился к широкому показу эпохи. Многие из них — «Онегин около дяди», «Ленский и Онегин на балу у Лариных», «Онегин на прогулке», «Свидание Онегина с Татьяной в саду» — отличаются большой непосредственностью и свежестью в характеристиках лиц и положений, тонким юмором и легкостью исполнения. Рудаков не считал тему исчерпанной и возвращался к роману до последних дней жизни.
Художник-график Геннадий Николаевич Веселов (1905–1969), ученик К. А. Коровина, К. С. Петрова-Водкина, А. И. Савинова, И. И. Бродского, в 1946 году создал цикл иллюстраций к «Повестям покойного Ивана Петровича Белкина». Пять историй — «Выстрел», «Метель», «Станционный смотритель», «Гробовщик» и «Барышня-крестьянка» были написаны Пушкиным болдинской осенью 1830 года, каждая из них отсылает к разным жанрам и сюжетам. «Гробовщик» создан в духе готической повести, «Барышня-крестьянка» будто счастливый деревенский вариант «Ромео и Джульетты», в «Станционном смотрителе» читаются мотивы «Бедной Лизы». Излюбленная манера художника, создающего монохромные композиции, оказалась созвучна внутреннему драматизму пушкинских текстов.
«Взаимоотношение с писателем немного напоминает взаимоотношение с портретируемым. Иллюстрация — некий портрет писателя, его эпохи, ее стиля; она должна проникнуть глубоко, расширяя восприятие текста, дополняя его зрительными образами, идя порой рядом с писателем, а порой и по его следам», — так писала в воспоминаниях Татьяна Владимировна Шишмарева (1905–1994), книжный иллюстратор, акварелист, ученица Н. Э. Радлова, М. В. Добужинского, А. И. Савинова. Мистическая повесть «Пиковая дама», имевшая успех при жизни автора и до сих пор волнующая читателей, представлена на выставке в работах художницы.
С 1830-х гг. в центре внимания Пушкина и его современников, был XVIII век, в том числе — крестьянская война 1773–1775 годов. Чтобы разобраться в событиях, поэт едет в оренбургские степи и Поволжье, осматривает поля сражений, собирает свидетельства стариков-очевидцев, рассказы и предания о Пугачёве. Из материалов о восстании сложилась «История Пугачёва», вышедшая в 1834 году под названием «История Пугачёвского бунта». Повесть «Капитанская дочка» является своеобразным художественным осмыслением этого труда. Он был опубликован за месяц до гибели Пушкина в журнале «Современник» под видом семейных записок покойного Петра Андреевича Гринёва. Себя Пушкин представил в роли публикатора. Мастер русского бытового жанра и исторической картины Сергей Васильевич Иванов (1864–1910) стремился к искусству остродраматическому. Работы художника написаны подчас достаточно свободно, даже эскизно, но оставляют при этом ощущение глубокой подлинности, как будто художник волшебным образом перенесся в прошлое и там быстрой кистью запечатлел увиденное с натуры. Таковы и иллюстрации к пушкинскому произведению.
Михаил Васильевич Нестеров (1862–1942), ученик В. Г. Перова, И. Н. Крамского, К. Е. Маковского, в 1880-х годах был одним из главных художников, работавших для московского издателя А. Д. Ступина, готовившего трехтомное собрание «Сочинений, изданных для юношества». Среди иллюстрированных им пушкинских произведений была и «Капитанская дочка» (1886). Его работы наполнены бытовыми подробностями и внимательным отношением к историческим деталям. Мастер опирался не только на впечатления от повести, но и на личные воспоминания о родном ему Уфимском крае.
С творчеством Павла Дмитриевича Шмарова (1874–1950/5) в России долгое время были знакомы достаточно поверхностно. Основная часть его работ находится во Франции. В его картинах русская академическая традиция органично сочетается с арт-деко. До нас дошли портреты, а также жанровые сценки, тематика которых очень различна. На выставке представлены иллюстрации художника к незаконченной пьесе Пушкина «Русалка». Карандашные рисунки к этой пьесе и трагедии «Борис Годунов» можно увидеть в исполнении Михаила Егоровича Малышева (1852–1914), создателя более 200 работ к произведениям Пушкина. К образу Бориса Годунова обращался и мастер исторической живописи, создатель эталонных произведений соцреализма Павел Петрович Соколов-Скаля (1899–1961). Темпераментный, яркий художник, он сделал себе имя как автор историко-революционных и батальных картин.
Последняя поэма Пушкина «Медный всадник» стала темой дипломной работы художника Игоря Ивановича Ершова (1916–1985), ученика П. А. Шиллинговского, А. Д. Зайцева, И. Я. Билибина, К. И. Рудакова, окончившего Академию художеств в 1947 году. Позже иллюстрации к поэме были опубликованы в академическом собрании сочинений поэта, в 1949 году изданы отдельной книгой. По этой же работе он был принят в Союз художников.
Это лишь малая часть творческого наследия Александра Сергеевича Пушкина, нашедшего свое отражение в иллюстрациях.
Сайт музея: https://novgorodmuseum.ru/