ПЕТЕРБУРГСКИЕ АДРЕСА Н. А. НЕКРАСОВА



Литейный пр., 36. Доходный дом П. В. Неклюдова - Доходный дом А. С. Норова


Около 40 лет прожил поэт в Петербурге. Многое ему пришлось здесь испытать: разочарования, нужду и даже голод. Но были также творческие удачи, и дружеское участие, и настоящая слава!

Последние 20 лет жизни поэта прошли в доме Краевского на Литейной улице (современный адрес — Литейный пр., 36). А до этого он сменил много адресов, особенно в первые годы своей скитальческой жизни в столице, когда приходилось снимать углы или жить у знакомых.



К. П. Беггров. «Петербург. Владимирская церковь». Лист № 18, тетрадь V, из серии «Собрание видов С-Петербурга и окрестностей» 1823 г.


«Шлифуя тротуары», долго гуляя по городу, он знакомился со столицей. О первых впечатлениях Некрасов скажет словами героя своей автобиографической повести «Жизнь и похождения Тихона Тростникова»: «Петербург — город великолепный и обширный! Как полюбил я тебя, когда в первый раз увидел <...>. „Здесь, —думал я, — настоящая жизнь, здесь и нигде более счастие!“ — и как ребенок радовался, что я в Петербурге»

С рекомендательными письмами Некрасов побывал на Литейной улице у старухи Марковой и в доме генерала Полозова на Моховой, где заявил, что намерен поступить не в Дворянский полк, как хотел бы его отец, а в университет.

«...Отец не любил шутить с непослушным сыном, — свидетельствует А. С. Суворин, — и не стал присылать ему денег. Молодой человек остался на полной своей волюшке с 150 р. в кармане <...>. Он, конечно, считал себя вполне обеспеченным и немедленно подписался на чтение в библиотеке и взял „Современник“. Читая его, он писал подражания всему, что читал».

За возможность целый год приходить в библиотеку А. Ф. Смирдина, что на Невском проспекте, Некрасов, не раздумывая, заплатил 30 рублей. В его тетради появляются новые стихи, такие же романтические и подражательные, как и прежние. В стихотворении «Человек», например, слышатся строки пушкинской оды «Вольность»:

Когда сверкнет звезда полночи
На полусонную Неву,
Ряды былых событий очи
Как будто видят наяву... (1838
)

Еще одно рекомендательное письмо Некрасов принес подполковнику Ф.Ф. Фермору на Итальянскую улице, 38. Здесь его встретили тепло и отнеслись к юному поэту с пониманием. Дом, ставший тогда для Некрасова самым радушным местом, к сожалению, не сохранился. Находился он на месте дома 37 по ул. Жуковского (бывшей Итальянской, которая начиналась у Екатерининского канала и продолжалась тогда за Фонтанкой до Лиговского канала, пока в 1902 г. участок ее от Литейного проспекта до Лиговского не переименовали в ул. Жуковского).



Санкт-Петербург, ул. Жуковского, 37


Некрасов подружился с сыновьями подполковника, особенно сблизился с Николаем Фермором, который познакомил его с Н. А. Полевым — известным литератором, редактором журнала «Сын Отечества».



В. А. Тропинин, портрет Николая Алексеевича Полевого. 1841


Полевой жил тогда в доме Смирдина на Лиговском канале (не сохранился, участок д. 25 на Лиговском проспекте).

Там же находилась и типография А. Ф. Смирдина, издателя «Сына Отечества» и «Библиотеки для чтения». Некрасов бывал в этом доме часто, о чем свидетельствует дневник Полевого:
«Вечером Фермор и юноша Некрасов», «Приходили Фермор и поэт Некрасов».

Уже в октябре 1838 года в «Сыне Отечества» появилось стихотворение Н. Некрасова «Мысль» с примечанием:
«Первый опыт юного 16-ти летнего поэта».
«Забуду я сладость первой конфетки, забуду тот нелепый восторг, когда я увидел в «Сыне Отечества» первое мое стихотворение с примечанием, которым я был очень доволен...», — вспоминал Некрасов.

Правда, за стихи ему не заплатили, а деньги, привезенные из дома, заканчивались. И осенью Некрасов снимает уже не комнату, а угол у отставного солдата во дворовом флигеле на Разъезжей улице (адрес не установлен).
«Это было самое горькое время. Приходилось голодать буквально...», — вспоминал потом Некрасов.

К тому же, осенью он тяжело заболел. Много лет спустя, современник Некрасова записал со слов поэта:
«Некрасов чуть не умер <...> и остался он жив вопреки всяким ожиданиям благодаря молодости и крепкому организму».

Тетрадь юного поэта пополнилась тогда стихами: «Смерти» и «Безнадежность». Задолжав солдату за угол 45 руб., молодой человек был выставлен на улицу и лишился своих вещей. Его приютил на некоторое время Н. А. Полевой, живший сам в стесненных условиях.

Следующий свой петербургский адрес Некрасов укажет в прошении при поступлении в университет в июле 1839 г.:
«Жительство мое: Рождественской части, 6 квартала, у Малоохтенского перевоза, в доме купца Трофимова».

В этом доме Некрасов прожил довольно долго: с декабря 1838 г. по сентябрь 1839 г. Он переехал туда по приглашению учителя греческого языка и латыни Петербургской духовной семинарии Д. И. Успенского, который по просьбе Н. А. Полевого «принялся подготовить молодого человека к поступлению в университет».

Некрасов вспоминал:
«Подле столовой за перегородкой темный чулан был моей квартирой. Успенский пил запоем по нескольку недель. Две, три недели учит очень хорошо, а там опять запьет. Ходил с ним к дьякону Прохорову. У отца дьякона вечный картеж. Тут я выучился играть в преферанс».
Этого дома (на современной Синопской наб., недалеко от Лавры) давно не существует.

В марте 1839 г. в жизни Некрасова произошло важное событие: воспитанник Инженерного училища М. А. Гамазов познакомил его со своим родственником, писателем И. И. Панаевым.
«Узнав от меня, — писал Гамазов, — что я интересуюсь литературою и имею некоторые связи в кружке писателей, он <Некрасов> попросил меня сблизить его с ними. Я его свел у себя с Панаевым».



Н. Зенгер. Литография. И. И. Панаев. XIX в.


Таким образом, в первый год жизни в Петербурге, Некрасов познакомился и сблизился со столичными литераторами, его стихи печатались в журналах, в том числе в «Библиотеке для чтения» и «Литературной газете».

«Идеализма было у меня пропасть, того идеализма, который вразрез шел с жизнью, и я стал убивать его в себе и старался развить в себе практическую сметку».

К этому времени относится и начало профессиональной журнальной работы Некрасова для «Сына Отечества».
«Он <Полевой> дал мне работу, <я> переводил с французского, писал статьи о театральных пьесах, о книгах. Ничего о них не зная, ходил в Смирдинскую библиотеку, собирал кое-какие материалы, и заметки составлялись».

25 июля 1839 года  Некрасов держит экзамены по нескольким предметам на факультете восточных языков. Но первый же день показывает его слабую подготовленность и всю безнадежность дальнейших попыток. По совету профессора университета П.А. Плетнева Некрасов поступает вольнослушателем на 1-е отделение (историко-филологическое) философского факультета и в сентябре 1839 г. переезжает на Васильевский остров.
«Когда я истратил все деньги и профессор, у которого я жил и готовился в университет, пригласил меня удалиться от него, я попал в критическое положение и стал пописывать забавные стишки для гостинодворцев», —вспоминал Некрасов лето 1839 года.

Продавцы в лавках Гостиного двора охотно покупали за гроши листы с «забавными стишками». Собрав немного денег, Некрасов за два рубля снял комнату на Васильевском острове, недалеко от университета. Как вольнослушатель, он должен был платить за обучение сто рублей в год, но был освобожден от уплаты: юноша попросил отца прислать на имя ректора «свидетельство о бедности». В Архиве университета сохранился документ, в котором ярославский губернский предводитель дворянства свидетельствовал о том, что А.С. Некрасов «затрудняется в доставлении содержания сыну своему Николаю».

Некрасов вспоминал:
«Некоторое время я кое-как перебивался, но, наконец, пришлось продать все скудное мое имущество, даже кровать, тюфяк и шинель, и остались у меня только две вещи: коврик и кожаная подушка. Жил я тогда на Васильевском острову в полуподвальной комнате с окном на улицу. Писал я лежа на полу. Проходящие по тротуару часто останавливались перед окном и глядели на меня<...> Однажды прошло уже три дня, как я питался одним черным хлебом. Хозяйка объявила мне, что потерпит еще два дня, а затем выгонит вон. Лежу я на полу в приятном расположении духа после приговора хозяйки и пописываю. Вдруг появляется на пороге человек большого роста, очень видный, в светлосером плаще и спросил меня: «Здесь ли живет г.N?»

Я ответил ему раздраженным тоном, что никакого N тут нет, отвернулся и продолжал писать. Вижу, однако, что господин в плаще не уходит. Подождав немного, я ему сказал:
«Что вам нужно?
- небось любуетесь на мою обстановку».
— «Признаюсь,
— ответил он,
— ваша обстановка озадачила меня, хотя я тоже не в завидном положении, но у меня в кармане есть 20 руб. и довольно хорошая квартира; не пожелаете ли поселиться у меня. Пожалуйте хоть сейчас, я живу очень близко отсюда».
— «Мне нужно заплатить хозяйке 5 руб.», — сказал я.
— «Вот вам 5 руб., заплатите и идемте со мною».

Я тотчас же расплатился с хозяйкой, взял под мышку коврик и подушку, и мы отправились вместе с господином в плаще. Фамилия этого господина была Данненберг, мы прожили с ним немалое время; выходили мы со двора поочередно, так как сапоги мои были негодны, и у меня не было шинели, а у него был плащ».

Клавдий Данненберг, молодой художник и музыкант, против воли отца бросил медицинский факультет Казанского университета, приехал в Петербург и готовился держать экзамен в Академии художеств на права архитектора. Некрасов познакомился с ним в октябре 1839 г., и они прожили вместе до лета 1840 г., сменив 2 или 3 квартиры.

Адреса двух из них нам известны из писем К.А. Данненберга своему казанскому товарищу Н.И. Второву. 17 октября 1839 г. Данненберг впервые упоминает о своем «сожителе» Некрасове и сообщает адрес:
«на Васильевском острове, во второй линии между Большим и Средним проспектом в доме Духанина № 132».

Дом этот не сохранился, на его месте в 1875 г. был построен новый трехэтажный доходный дом (современный — дом 33, 2-я линия В.О, надстроен). Данненберг пишет приятелю, что они с Некрасовым сочиняют оперу «Испанка» (он — музыку, Некрасов — либретто), что Некрасов познакомил его с издателями, и теперь для одного журнала Данненберг делает переводы с французского, а для другого пишет статью о Казанском театре. Наконец-то у него появятся деньги, он сдаст экзамен и сможет жениться на девушке, которая ждет его в Казани. Данненбергу, превосходно игравшему на скрипке, гитаре и кларнете, Некрасов посвятил стихотворение «Мелодия».

Работал Некрасов очень много: для журнала «Магазин детского чтения» книгопродавца и издателя В.П. Полякова написал фантазию «Юность Ломоносова», детские водевили «Великодушный поступок», «Федя и Володя», стихотворную «Сказку о царевне Ясносвете». Эти произведения были проданы Полякову «в вечное и потомственное владение», но при жизни автора не печатались.

В декабре 1839 г. Некрасова представили редактору нового журнала «Пантеон русского и всех европейских театров» — Федору Алексеевичу Кони. Редактор «Пантеона...» предлагает писателю сотрудничество и постоянную работу корректором в его журнале: заработок хоть небольшой, но стабильный. В журнале Ф.А. Кони появляются рецензии Некрасова на театральные постановки, его заметки и фельетоны. А его друзья с нетерпением ждут выхода первой книги. Еще год назад братья Ферморы уговорили юного поэта издать сборник своих стихов, а зять Ферморов, преподаватель математики в Дворянском полку Г.Ф. Бенецкий, предложил помощь в сборе средств.
«Однажды Бенецкий мне сказал: «Напечатайте ваши стихи, я вам продам по билетам рублей на 500»

Рукопись на 114 листах под названием «Стихотворения Н. Некрасова» автор еще в июне 1839 г. передал в Петербургский цензурный комитет. В сборник вошли 44 стихотворения, написанные, в основном, в Ярославле, 12 из них уже были напечатаны в петербургских журналах. Но из-за отсутствия денег выпуск книги задерживался. В январе 1840 г., когда книга, наконец, была отпечатана «в листах» (еще не сброшюрована), Некрасов вдруг засомневался в достоинстве своих стихотворений.

«Тут меня взяло раздумье, я хотел ее изорвать, но Бенецкий уже продал до сотни билетов кадетам, и деньги я прожил. Как тут быть!»

В.А. Жуковский, который по просьбе Плетнева принял Некрасова, посоветовал молодому человеку убрать с обложки свое имя. 14 февраля 1840 г. «книжечка вышла под названием «Мечты и звуки», автор скрылся под буквами Н.Н. Роздал книгу на комиссию...».



Н. Н. Мечты и звуки. 1840


В этот же день сборник поступил в продажу (цена 1 руб. 50 коп. сер.) «у комиссионера Императорской Академии и Департамента народного просвещения Ильи Глазунова в книжной его лавке, состоящей в Гостином дворе по Суконной линии под № 9, и магазине его против Гостиного двора по Зеркальной линии в доме, принадлежащем Императорской публичной библиотеке...». В распространении книг помогал преподаватель Инженерного училища П.Ф. Фермор (среди купивших книжку — учащиеся Д. Григорович и Ф. Достоевский). Данненберг отослал 16 экземпляров в Казань. Одна за другой появились рецензии, в основном, доброжелательные: рецензенты «Сына Отечества», «Библиотеки для чтения», «Северной пчелы» писали о «несомненном даровании» и о «таланте, который заслуживает одобрения»; похвалил и П.А. Плетнев в «Современнике». Но «Литературная газета» отозвалась недружелюбно: «пустота, неопределенность...ничто не взволновало... не запало в душу».

И совсем обидны были слова знаменитого критика В.Г. Белинского в «Отечественных записках»: «...нет поэзии, нет дарования, истертые чувствованьица, общие места...».
А.В. Никитенко в одной из своих университетских лекций по общей теории словесности жестоко высмеял в присутствии автора его стихи, после чего Некрасов перестал посещать лекции профессора.

Сборник не имел успеха и среди читателей.
«...Прихожу в магазин через неделю ни одного экземпляра не продано, чрез другую — то же, чрез два месяца —то же. В огорчении отобрал все экземпляры и большую часть уничтожил. Отказался писать лирические и вообще нежные произведения в стихах».

Зато фельетоны Некрасова имели успех: стихотворный фельетон «Провинциальный подьячий в Петербурге», за подписью «Феоклист Боб», Белинский даже похвалил: «Очень забавны куплеты <...>; они так всем понравились и уже так всем известны, что мы не имеем нужды выписывать их».

В марте Некрасов и Данненберг переезжают на новую квартиру, о чем 15 марта 1840 г. Данненберг сообщает Второву:
«Васильевский остров, 7-я линия, между Большим и Средним проспектом, дом Герасимова, квартира Эйхгорна».



Санкт-Петербург, В.О. 7-я линия, 28


Современный адрес — 7 линия, дом 28. Дом был построен арх. К.Скотти в 1828 г. для купца В.А. Квасникова (в 1840 г. владелец — купец Герасимов). С того времени здание сохранило свой классический фасад с лепным карнизом. Возможно, друзья еще раз сменили квартиру, но этого адреса в письмах Данненберга нет. В. А. Панаев, инженер-путеец (основатель и строитель «Панаевского театра» на Адмиралтейской набережной) через много лет вспоминал, как он, готовясь к поступлению в Институт путей сообщения, попросил своего приятеля К. Данненберга сделать ему рисунок к экзамену.

«Он жил на Васильевском острове в четвертой линии, занимал одну комнату, окнами на улицу», —вспоминал Панаев. — «Тотчас по моем приходе Данненберг взял большой лист и начал рисовать. Во время рисования Данненберга вышел из-за ширмы человек в татарском халате <...>, подошел медленно к окошку и, уткнув палец в притолоку окна, сказал: «Три часа, пора поесть». Я тихонько спросил Данненберга о том, что значило указание пальцем на притолоку окна? Данненберг засмеялся и сказал:
«Это наши часы; на притолоке отмечены чертами тени от переплета окна для солнечных часов»<…> Принесены были щи; они оказались очень хороши, и мы с аппетитом поели их втроем.
«Извините, — сказал Данненберг, — у нас второго блюда нет».

Затем вышел незнакомец, уже одетый, и спросил Данненберга:
«Что, сегодня свежо?»
— «Да, свежо», — ответил Данненберг.
«Так я надену плащик», — сказал незнакомец.
«Пожалуйста», — ответил Данненберг».
Через семь лет в компании своих друзей В.А. Панаев и Н.А. Некрасов вспомнят ту их первую встречу, и Некрасов расскажет «еще много, много доброго» о Данненберге. Они не знали, что этого, когда-то веселого и талантливого человека уже пять лет как не было в живых. Данненберг уехал из Петербурга в 1841 г., а в 1842 умер в Казани в возрасте 25 лет. Некрасов расстался с ним в мае 1840 г., когда к Данненбергу приехал университетский товарищ, а сам поселился опять недалеко от Разъезжей улицы, в Свечном переулке, «близ Лиговского канала».

В июле 1840 года Некрасов, будучи уже год вольнослушателем, делает еще одну попытку поступить в университет в качестве студента, но теперь уже на юридический факультет. Он сдал все экзамены и даже получил «отлично» по русской словесности. Но и на этот раз баллов для зачисления не хватило. Дальнейших попыток поступления в университет Некрасов не предпринимал, а пребывание в числе вольнослушателей не сулило ему никаких перспектив.
«Учиться и зарабатывать хлеб трудно, — писал он, — и я бросил».

Адрес Некрасова того времени достоверно известен, так как указан им в «Прошении» на допуск к экзаменам 24 июля 1840 г.:
«Жительство имею: в Свечном переулке в доме купца Щанкина, близ Лиговского канала»

Купец Д.М. Щанкин владел в Свечном переулке «усадьбой» под № 17. Как указывает «Атлас тринадцати частей С.-Петербурга» Н. Цылова (1849 г.), под этим номером стояли четыре дома (в три этажа и в один этаж) — три каменных и один деревянный. Эти дома занимали целый квартал и выходили на три улицы: Болотную (Коломенскую), Свечной переулок и Лиговский канал. Где именно жил Некрасов, установить невозможно, никто из мемуаристов об этом не писал. В настоящее время весь этот квартал (Свечной пер., 18—20; Коломенская ул.,16, и Лиговский пр.,89) занят одним четырехэтажным домом (по Лиговскому пр. — 5 этажей). В своей книге «Некрасов в Петербурге» С.А. Рейсер утверждал, что те части дома, которые выходят на Коломенскую улицу и Лиговский проспект, сохранились (только надстроены), а средняя (деревянная) часть по Свечному переулку построена позднее, но «архитектурно слита с остальной частью дома».

Летом 1840 г. Некрасов работал в журнале Ф.А. Кони «Пантеон» уже как его помощник и постоянный сотрудник. Вскоре Кони стал фактическим редактором «Литературной газеты» А. Краевского и привлек Некрасова в качестве постоянного сотрудника этого издания. Работа в «Литературной газете» приблизила Некрасова к другому изданию Краевского — популярному журналу «Отечественные записки» — и стала новой ступенью в карьере молодого журналиста.

Ф.А. Кони советует своему помощнику писать прозу. «На советы Кони Некрасов отвечал, что он решительно не умеет и не знает о чем писать. «Попробуйте на первый раз рассказать какой-нибудь известный вам из жизни случай, приключение», — советует ему Кони. Предложение принято, изобретается для прозы псевдоним «Перепельский» (им подписана большая часть повестей и рассказов Некрасова <...>), и в «Пантеоне» № 5 (1840 г.) появляется первый прозаический опыт Некрасова — повесть «Макар Осипович Случайный», где рассказывается действительная история некоего чиновника Сл-ского, наделавшая в то время некоторого шуму в Петербурге. А в рассказе «Без вести пропавший пиита» Некрасов описывает случай из своей жизни: когда хозяин квартиры отказал ему в чернилах, он «соскоблил с своих сапогов ваксу и написал очерк и отнес его в ближайшую редакцию», что спасло его от голодной смерти.




Эти два произведения Некрасова, так же, как и последующие рассказы («Двадцать пять рублей», «Ростовщик», «Карета») написаны уже под влиянием новой, «натуральной школы» русской литературы. И, хотя Некрасов нелестно отзывался о своей первой прозе, все же назвал ее «поворотом к правде». В это же время он пишет романтические и приключенческие повести, пользующиеся спросом у читателей («Певица», «Несчастливец в любви, или Чудные любовные похождения русского Грациозо», «Жизнь Александры Ивановны», «Опытная женщина»). Все они были напечатаны в «Пантеоне», «Литературной газете» и «Отечественных записках» в 1840-1841 гг. Пять повестей, четыре рассказа, кроме того — водевили, обзоры театральной жизни и критические статьи, написанные за столь короткий срок, — все это не могло не сказаться на здоровье и душевном состоянии молодого человека.

Как-то, в начале ноября 1840 года, Некрасов, работая над «срочной статьей», вдруг «уничтожает» ее под влиянием охватившего его разочарования в делах и стремлениях последнего времени. В тот же вечер это настроение выразилось в нескольких стихотворных набросках: «Грустно... совсем в суете утонул я...»; «А дни летят... Слой пыли — гуще, шире...»; «Я день и ночь тружусь для суеты...». Эти поэтические строки вошли в письмо, которое Некрасов написал на следующий день сестре Елизавете:

«Все занятия мои мне опротивели, все предположения показались мне жалкими. Я не мог ни за что приняться...
Мне было грустно... я чуть не плакал...
Я день и ночь тружусь для суеты,
И ни часа для мысли, для мечты...
Зачем? На что? Без цели, без охоты!..
Лишь боль в костях от суетной работы,
Да в сердце бездна пустоты!

<…> Грусть одиночества начинает чаще мучить меня. Я бы охотно приехал к вам, охотно бы отдохнул с вами... Если не помешают мне обстоятельства, то в декабре я непременно приеду к вам, милая сестра...»
Возможно, ощущение одиночества заставило Некрасова вскоре снять квартиру вместе с приятелем — Сергеем Глинкой, сыном известного писателя и переводчика Сергея Николаевича Глинки. Другой сын писателя, Федор Глинка (тезка своего родного дяди, известного поэта) вспоминал:
«Отец мой, известный в свое время писатель и патриот Сергей Николаевич Глинка, встретился с Некрасовым в 1839 году у своего кума Н.А. Полевого, заинтересовался им, и, не знаю вследствие каких причин, предложил ему учиться у него французскому языку. С этого дня, Некрасов сделался частым посетителем нашего дома. Как теперь вижу его, перед столиком, читающего по-французски вслух с забавным выговором. Некрасов скоро сошелся с старшим братом моим С.С. Глинкой и поселился вместе с ним на углу Невского проспекта и Владимирской улицы, в доме занятом теперь гостиницей "Москва". Они занимали в третьем этаже несколько комнат, прилично убранных собственной мебелью...».

В доме на Невском проспекте Некрасов поселился в декабре 1840 г. и прожил там больше полугода, до своего отъезда из Петербурга в июле 1841. Сейчас дом №49/2 на углу Невского и Владимирского проспектов (отель «Radisson Royal») ничем не напоминает тот дом, в котором жил Некрасов с Глинкой: в 1881 г. архитектор П.Ю. Сюзор перестроил его в стиле эклектики. В начале XIX в. Невский проспект благоустраивался, обрастал красивыми домами, которые освещались фонарями, но Литейная и Владимирская улицы до сер. 40-х гг. XIX в. были городской окраиной и долгое время не получали освещения, что дало повод современнику пожаловаться:
«Когда проезжаешь вечером по Морской и Невскому проспекту, освещенным газом, душе как-то весело! Лишь только миновал перекресток, где начинается Литейная и Владимирская, как будто свалился в яму — фонари, кажется, показывают только то место, где должно быть освещение».

В 1820-30-х гг. на углу Невского и Владимирского проспектов стоял каменный трехэтажный дом в стиле позднего классицизма. В этом доме в 1828 г. на квартире своего пансионского приятеля Чиркова поселился другой Глинка, Михаил Иванович, молодой композитор и дальний родственник Глинок— знакомых Некрасова. Тогда М. Глинка часто встречался с Пушкиным, Дельвигом, Грибоедовым, Жуковским, Мицкевичем. Не исключено, что кто-то из них бывал у композитора в этом доме.
В декабре 1851 г. знаменитый композитор снова поселился здесь вместе с сестрой, которая сняла в доме удобную квартиру с большим залом, где поставили четыре рояля. В 1851-1852 гг. квартира М.И. Глинки стала известным музыкальным центром, где по пятницам собирались известные музыканты. Так, «довольно мило и приятно», композитор прожил здесь полгода, до отъезда за границу.

В 1841 г., когда Н. Некрасов и его приятель сняли здесь квартиру, дом был уже надстроен 4-м этажом. Уехать в декабре к родным Некрасову не удалось: много было работы. По условию с Ф.А. Кони он обязался в течение 1841 г. написать для «Пантеона» 12 печатных листов (это 192 обычных листа). По контракту с издателем журнала «Репертуар русского театра» В.П. Поляковым Некрасов должен был в течение этого же года за 1000 рублей ассигнациями поставлять ему «известное число стихотворений, переводов, мелкие статейки и писать рассказы». В середине марта 1841 г., после отъезда Кони в Москву, Некрасов остается фактическим редактором «Пантеона» и основным сотрудником «Литературной газеты». Он нуждался в отдыхе, все чаще испытывая приступы хандры. В письме к Ф. Кони Некрасов жалуется на усталость и болезни: «Тяжело болит сердце мое и угрожает мне еще тяжелейшими болями; грудь моя едва дышит». О подавленном состоянии Некрасова вспоминал и Ф.С. Глинка: «Когда я заходил к брату, то, большею частью, заставал Некрасова лежащим на диване; он постоянно был, или казался, угрюмым и мало разговаривал».

«Семейные дела» (предстоящая свадьба сестры Елизаветы) требовали его скорого отъезда в Ярославль. Некрасов просит Кони выслать ему заработанные деньги и как можно скорее вернуться в Петербург к руководству «Пантеоном» и «Литературной газетой». Не дождавшись ответа Кони, Некрасов берет деньги в долг у Краевского, который уже считает молодого журналиста нужным ему сотрудником, заказывает новый костюм, покупает подарки и в 20-х числах июля выезжает из Петербурга в Ярославль.

В конце 1841 года после долгого отсутствия Н.А. Некрасов возвращается в Петербург. Полгода в имении отца, в селе Грешнево Ярославской губернии, он отдыхал от столичной суеты: охотился, поправлял здоровье, подорванное напряженным трудом и постигшим его горем — смертью матери. Не забывал Некрасов и о своих обязательствах перед издателями, посылая в Петербург статьи и пьесы для театра. В конце ноября Некрасов пишет Ф.А. Кони:
«Приеду в Петербург — ни кола, ни двора, ни пристанища…».

Получая в Грешневе письма, он узнал, что Сергей Глинка, с которым они вместе снимали квартиру на Невском проспекте, заложил мебель и вещи, оставленные на его попечение.

В начале декабря 1841 года Некрасов уже сообщает свой новый петербургский адрес:
«В Разъезжей улице в доме Головкина на углу Разъезжей и Гребецкой, в 3-м этаже».

Дом Головкина числился тогда под №25 по Разъезжей улице (сейчас — №24), а Гребецкая улица (потом — Ямская) — это современная улица Достоевского.



Разъезжая улица, 24. Современное фото


Построенный в конце XVIII века и надстроенный в 1840 году двумя этажами, этот 4-х этажный дом без особенных изменений сохранился до наших дней. Некрасов хорошо знал жизнь обитателей этой улицы, с которой начинались и его мытарства. Эпизоды из его прошлого на Разъезжей (скитание по углам, болезнь, изгнание из убогой квартиры во флигеле) вошли в «Повесть о бедном Климе», над которой он работал в то время. Пронзительно описал он в своей автобиографической повести и чувство вины пред матерью, с которой не успел проститься. Наряду с этой незаконченной, но очень значимой в творчестве Некрасова работой он продолжает и свою журналистскую деятельность: пишет обзоры, фельетоны, статьи и водевили на заказ. По всей вероятности, Некрасов прожил в доме Головкина до лета.

Летом 1842 года Некрасов живет в Павловске и часто посещает дачу Панаевых.



К. А. Горбунов. Портрет И. И. Панаева. 1850. Бумага, карандаш




К. А. Горбунов. Портрет А. Я. Панаевой. 1841


С И. И. Панаевым, писателем, автором светских романов, Некрасов был знаком давно. Сейчас его внимание привлекает молоденькая и хорошенькая жена Ивана Ивановича — Авдотья Яковлевна, дочь актера Я. Г. Брянского. У Панаевых Некрасов знакомится с писателем В. А. Соллогубом. «В сороковых годах я часто посещал летом на даче в Павловске чету Панаевых, — писал Соллогуб, — <...> жена его была одна из самых красивых женщин в Петербурге; немалой приманкой также для посетителей дома Панаевых служило почти постоянное в нем присутствие знаменитого потом народного поэта Некрасова. В то время Некрасов еще далеко не пользовался той известностью, которую приобрел впоследствии, но и тогда уже его своеобразный талант имел много почитателей». В «Воспоминаниях» Соллогуб писал, что по просьбе Панаевых и Некрасова через свои связи в аристократических кругах он хлопотал тогда об освобождении А. И. Герцена. Благодаря этим хлопотам, в июле 1842 года Герцен вернулся из новгородской ссылки.

Осенью 1842 года молодой журналист устроился гувернером в пансион своего давнего знакомого Г. Ф. Бенецкого в Троицком переулке (улица Рубинштейна, участок дома № 40).



Улица Рубинштейна, участок дома №40


«Некрасов приютился тогда у некоего профессора Бенецкого, имевшего у себя несколько воспитанников для приготовления в разные петербургские школы», — писал врач Н.А. Белоголовый, автор воспоминаний о Н. А. Некрасове и М. Т. Лорис-Меликове. У Бенецкого, посещая одного из его пансионеров, и познакомился с Некрасовым будущий министр Александра II, а тогда 18-летний юнкер школы гвардейских подпрапорщиков, М. Т. Лорис-Меликов. «Как раз около этого времени, — писал Белоголовый, — Лорис и его однокашник Нарышкин задумали нанять себе квартирку в городе, чтобы иметь собственный приют, так как их, как выпускных юнкеров, отпускали не только на праздники, но позволяли отлучаться из школы и среди недели; Некрасов, узнав об этом плане, тотчас же предложил, чтобы и его приняли в компанию, и они втроем наняли себе квартирку где-то около Николаевской, в то время Грязной, в доме «Шаумана».

Дом Шаумана, стоявший «около Николаевской» (улица Марата) на углу Поварского переулка (№2) и Стремянной улицы (№17), не сохранился.



Угол Поварского переулка, 2, и Стремянной улицы, 17. Фото после пожара 1917 года


«Зажиточностью товарищество похвастаться не могло. Все трое были очень молоды, любили весело пожить и, получивши свои небольшие доходы, чрезвычайно быстро спускали их с рук и потом, в ожидании следующей получки, впадали в меланхолию и жили отшельниками. <…> Раз на Рождество Некрасов предложил Лорис-Меликову отправиться, замаскировавшись обоим, на вечеринку к одной чиновничьей семье в Измайловский полк; они вечером зашли в костюмерную лавочку, выбрали для себя костюмы, Некрасов— венецианского дожа, а Лорис — испанского гранда, и, тут же переодевшись, оставили у костюмера свое платье и условились, что они на следующее утро заедут за своим платьем и тогда заплатят и за костюмы. Взяли карету и отправились; еще дорогой они проверили свои капиталы, — хватит ли их на уплату за экипаж и костюмы? — и нашли, что хватит.



Угол Поварского переулка, 2, и Стремянной улицы, 17. Фото 1987 года




Угол Поварского переулка, 2, и Стремянной улицы, 17. Современное фото


Случилось так, что с вечеринки они заезжали еще куда-то, что-то выпили, и только возвращаясь под утро домой, спохватились, что у них не достанет денег на выкуп платья. Они сначала бегали в маскарадных костюмах по своей неотопленной квартире, тщетно стараясь согреться в коротеньких тогах и в длинных чулках и подумывая, как выйти им из такого нелегкого положения, <…> потом они решили пожертвовать для растопки печи одним стулом из своей убогой меблировки и поддерживали огонь мочалкой, выдернутой из дивана, а сами расселись на полу перед печкой на ковре, привезенном Некрасовым из деревни; скоро заговорил в них голод, а есть было решительно нечего и купить было не на что, и только после долгих переговоров лавочник, у которого были раньше заложены две серебряные ложки, единственная драгоценность Некрасова и подарок его матери, согласился отпустить им в долг студеню, и дож и гранд благородно поделили между собой эту незатейливую трапезу.

Лишь к вечеру Нарышкин добыл денег и выручил их из беды. Вскоре <…> Лорис вышел в офицеры, и приятели потеряли друг друга из виду, а когда, примерно, года через два, Лорис столкнулся с Некрасовым на Невском и последний затащил его к себе на квартиру у Аничкова моста, то дела поэта, видимо, уже стали процветать: и сам он ходил щеголем, и квартира его была меблирована не без изящества. Это было их последнее свиданье; Лорис уехал вскоре на Кавказ. Когда Лорис состоял уже начальником Терской области, он получил письмо от Некрасова, в котором поэт, напоминая их прежние отношения, просил его принять участие в литераторе Благовещенском, отправленном по болезни на Кавказ, на продолжительное житье и без всяких средств к существованию, и Лорис исполнил просьбу старого приятеля». С того времени, как они расстались в 1843 году, и до того, как «будут процветать дела поэта», когда будет он «ходить щеголем» и снимет квартиру на Фонтанке, пройдет три года. В Поварской же переулок Некрасов вернется еще не раз.



Петербургские адреса Н. А. Некрасова. Поварской переулок д. 13  | Рассказывает Надежда Сергеевна Казак, специалист по методической работе



Петербургские адреса Н. А. Некрасова. Набережная реки Фонтанки, 19  | Рассказывает Надежда Сергеевна Казак, специалист по методической работе


Петербургские адреса Н. А. Некрасова. "Литературный дом". Набережная реки Фонтанки, дом 40  | Рассказывает Надежда Сергеевна Казак, специалист по методической работе



Адреса Н. А. Некрасова. Литейный, 36  | Рассказывает Надежда Сергеевна Казак, специалист по методической работе.

Наверх