История
Мемориальный Музей-квартира А. С. Пушкина. История
В октябре 1836 года Пушкин сообщал отцу, что живет «на Мойке, близ Конюшенного мосту в доме княгини Волконской». Привычный для всех адрес — Мойка, 12, закрепился за домом в 1880 году.
В год столетия со дня рождения А. С. Пушкина (1899 г.) столичная Городская дума обсуждала вопрос о приобретении дома в собственность города для размещения в нем городского училища и бесплатных читален. Решение не было принято, и дело ограничилось тем, что в бывшей квартире поэта была отслужена памятная панихида.
После октября 1917 года сотрудники Пушкинского Дома Академии наук неоднократно обращались в различные государственные инстанции, ходатайствуя о выселении жильцов из бывшей квартиры поэта и устройстве в ней музея. Долгие переговоры с Жилищным товариществом, занимавшим помещения в доме на Мойке, не имели успеха. В это же время при Историко-бытовом отделе Русского музея по просьбе сотрудников Пушкинского Дома начало работу особое совещание по разработке проекта полного воссоздания квартиры поэта в доме на Мойке. Участниками совещания стали как пушкинисты (М. Д. Беляев, Б. Л. Модзалевский), так и сотрудники Русского музея (А. Н. Бенуа, Н. Е. Лансере и др.).
Накануне празднования 125-летия со дня рождения поэта началось постепенное расселение квартиры. Из-за отсутствия денег руководство Пушкинского Дома было вынуждено обратиться в добровольное «Общество изучения, популяризации и художественной охраны Старого Петербурга и его окрестностей» с просьбой принять квартиру в свое ведение. Группа энтузиастов создала при «Обществе» Пушкинский кружок, членами которого стали и некоторые сотрудники Пушкинского Дома. По инициативе кружка художник-архитектор Н. Е. Лансере составил смету на ремонт квартиры и ее дальнейшую реконструкцию. И вновь начался поиск средств, необходимых для осуществления ремонтных работ, которые проводились поэтапно в течение всего 1925 года.
10 февраля 1925 года, в годовщину гибели Пушкина, в квартире прошло первое памятное собрание, на котором присутствовало около 250 человек. На месте кончины поэта установили его бюст, огражденный шнуром и украшенный лавровым венком. Там, где в пушкинское время находились буфетная и столовая, устроили комнату, где еженедельно проходили научные заседания.
В 1926 году квартира А. С. Пушкина вошла в состав Пушкинского Дома. Ученый хранитель Пушкинского Дома и первый директор музея Михаил Дмитриевич Беляев считал, что необходимо воссоздать исторический облик дома. Начался сбор материалов, связанных «как с обстановкой последних дней жизни Пушкина, так и бытом его эпохи». Собирательская работа затянулась, и первая музейная экспозиция была открыта только 13 февраля 1927 года. Она включала 205 произведений живописи и графики: виды старого Петербурга, портреты самого поэта, его современников, членов семьи… В реконструированном кабинете еще не были представлены книги, а на месте, где стоял диван, на котором умер Пушкин, был установлен бронзовый бюст поэта работы И. Витали. Старинные часы показывали время смерти поэта, на письменном столе лежала посмертная маска в обрамлении лаврового венка. Этот первый пушкинский музей, безусловно, стал явлением в культурной жизни нашей страны.
В декабре 1930 года произошла коренная «реорганизация» музея, созданного М. Д. Беляевым и его единомышленниками. (Сам Беляев осенью 1929 года был уволен из музея, а в 1930-м арестован и выслан из Ленинграда).
В 1931 году начался новый виток борьбы за воссоздание музея-квартиры поэта. Велись архитектурно-археологические изыскания, уточнялась планировка и архитектурный декор отдельных помещений… Однако хранитель музея Б. В. Шапошников был вынужден отказаться от «бытовой» реконструкции квартиры и встал на путь создания обезличенных помещений, в которых была развернута историко-литературная экспозиция, открывающаяся двумя бюстами — А. Пушкина и И. Сталина. В полной мере удалось восстановить только кабинет поэта. Спустя сто лет после гибели Пушкина здесь появились книжные полки, занявшие свое место согласно рисунку В. А. Жуковского, схематически запечатлевшего план пушкинской квартиры в 1837 году.
Наряду с книжной экспозицией в кабинете появились и подлинные вещи поэта. Тогда же, в 1937 году, благодаря усилиям академика И. А. Орбели — директора Эрмитажа и одного из членов комиссии по созданию музея — был найден и перевезен из Эрмитажа на Мойку диван, на котором Пушкин провел последние часы своей жизни.
В 1953 году Всесоюзный музей А. С. Пушкина и его филиал — Мемориальный музей-квартира А. С. Пушкина вышли из системы Академии наук. В начале 1960-х годов научные сотрудники музея решились, наконец, приступить к реконструкции жилых помещений пушкинской квартиры. Однако отсутствие денежных средств по-прежнему не позволяло провести серьезные ремонтно-реставрационные работы. Было решено реконструировать типологический интерьер, не внося существенных изменений в архитектурный декор и планировку квартиры.
Возвращение квартире утраченных помещений и архитектурного декора, а также реконструкция всего особняка князей Волконских, произошедшая в 1982–1987 годах, открыли новые перспективы для развития музея. В 1987 году научные сотрудники музея-квартиры под руководством его хранителя Н. И. Поповой совместно с художником Т. Н. Воронихиной сделали первые шаги по освоению нового пространства квартиры («от одних ворот до других»).
В июне 1995 года экспозиция была обновлена сотрудниками музея под руководством хранителя музея-квартиры Г. М. Седовой и художника Л. А. Жуковой. С этого времени квартира поэта воссоздана исключительно как Дом, где поэт жил и умер. В комнатах представлены вещи, которые окружали или могли окружать членов семьи поэта. Материалы чисто иллюстративного характера убраны из квартиры во вводную экспозицию, которая с 1999 года размещена в цокольном этаже здания.
О том, что происходило с Пушкиным в последние месяцы его жизни, чем были заняты его мысли, что составляло жизнь его семьи в самом конце 1836 — начале 1837 года, рассказывает музей в мемориальной квартире поэта, расположенный в бывшем особняке князей Волконских.