«В белом глянце фарфора»
Постоянная выставка
Музей-усадьба Г. Р. Державина. Западный корпус
Выставка открылась в Музее-усадьбе Г. Р. Державина в 2009 году. На ней представлена та часть музейного собрания фарфора Всероссийского музея А. С. Пушкина, которая редко фигурировала в различных музейных выставочных проектах и была доступна только исследователям. Выставка организована по принципу открытых фондов — экспозиция постоянно пополняется; любой экспонат может быть использован в других проектах музея.
В первом зале экспонируется фарфор начала XIX века. На фоне нескольких предметов китайского фарфора конца XVII — начала XVIII века, позволяющих вспомнить родину этого прекрасного материала, — предметы русских фарфоровых заводов, изделия которых отличает высокая техника исполнения и художественная выразительность.
Фарфор вошел в быт прочно и широко, удовлетворяя вкусы различных слоев общества. Ярким примером использования фарфора в декоре мебели является гарнитур розового дерева с бронзовыми накладками и фарфоровыми вставками. Такого рода мебель была очень популярна в середине XIX века. Гарнитур розового дерева аналогичен предметам из собрания Государственного Русского музея и, возможно, так же является частью гарнитура библиотеки Собственной дачи в Петергофе императрицы Марии Федоровны, созданного в конце1840-х годов по проекту А. И. Штакеншнейдера в петербургской мастерской братьев Гамбс.
Русский императорский фарфор по своему техническому и художественному уровню не только не уступал изделиям мануфактур Европы, но и во многом превосходил их. Парные вазы с портретами Николая I и Александры Федоровны и ваза с пейзажем, изготовленные на Императорском фарфоровом заводе, — ярчайший пример мастерства русских художников за 100-летнюю историю развития фарфорового производства в России.
Официальный стиль Императорского фарфорового завода определял общее художественное направление работы частных фабрик. Многообразие форм и художественных решений отличало произведения заводов А. Попова, Ф. Батенина, А. Миклашевского, М. Кузнецова.
В старинных горках для посуды выставлены мемориальные предметы: чашечка для шоколада Н. Н. Пушкиной, подсвечники П. Я. Чаадаева, чернильница О. С. Павлищевой, чашка И. И. Лажечникова, чернильница из коллекции А. Ф. Отто-Онегина.
Второй зал продолжает пушкинскую тему, представляя отражение ее художниками и скульпторами в фарфоре. Скульптурный портрет поэта, выполненный П. Трубецким, был переведен в фарфор на Императорском фарфоровом заводе в 1899 году. Интерес к личности поэта и его творчеству усиливался в юбилейные годы (1899, 1937, 1949, 1999). В зале представлены авторские работы художников Ленинградского опытного завода, Первомайского фарфорового завода, Дулевского фарфорового завода, Дмитровского фарфорового завода и других.
Вход на выставку:
по единому билету Музея-усадьбы Г.Р. Державина
по билету на выставку
по бесплатному билету — для льготных категорий граждан
Статуэтка. Пушкин на прогулке
Н. Я. Данько. 1949. Фарфор глазурованный с росписью
Чашечка с блюдцем Н. Н. Пушкиной
1850-е гг. Фарфор, золочение (перекрестная с коллекциями, фонд декаративно-прикладного искусства).
Подсвечники П. Я. Чаадаева
Фарфоровый завод А. Попова. Россия. 1-я половина XIX в. Фарфор, золочение, бронза.
Чернильница О. С. Павлищевой
Фарфор, роспись надглазурная
Чашка И. И. Лажечникова
1840–1850-е гг. Фарфор, роспись полихромная, позолота