Выставка «На фоне Пушкина…»
До 29 июля 2024 года
Музей-усадьба Г. Р. Державина, Западный корпус, 3-й этаж
Выставка посвящена двум юбилейным датам. В 2024 году отмечается 225-летие со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина и 100-летие Булата Шалвовича Окуджавы.
В одном из интервью Окуджава вспоминал: «Пушкина я по-настоящему открыл для себя поздно, в 40 лет. Хотя читал его с детства и думал, что люблю. Но именно думал. Оказалось, что я его не знал, не понимал, а просто участвовал в общем хоре. А в 40 лет я почувствовал Пушкина и стал перечитывать его другими глазами. Как стихи моего близкого, хорошего знакомого, как стихи дорогого мне человека, чья трагедия аукнулась во мне очень сильно».
Выставка задумана как своеобразный разговор двух поэтов. Здесь причудливым образом переплетаются войны — Отечественная 1812 года и Великая Отечественная, «легенда о Грибоедове» Пушкина из «Путешествия в Арзрум» неожиданно находит отклик в стихотворении Окуджавы «Грибоедов в Цинандали», маршрут экскурсии по Пушкинскому заповеднику, которую проводил для поэтов-шестидесятников создатель музея С. С. Гейченко, спустя почти десятилетие прозвучит в стихотворении «Счастливчик Пушкин».
Ю. М. Лотман писал: «…на мой взгляд, лучше всех Пушкина понял не исследователь, а поэт — Булат Окуджава. В его стихотворении «Александру Сергеевичу хорошо! Ему прекрасно…» больше понимания личности Пушкина, чем во многих академических трудах, и я полностью разделяю пафос его последних строк:
Ему было за что умирать
У Черной речки».
На выставке представлено около сорока предметов из фондов Всероссийского музея А. С. Пушкина — произведения живописи, оригинальной и печатной графики, скульптуры, которые являются своего рода иллюстрациями к стихотворениям, исторической прозе и текстам песен Окуджавы.
Отдельный раздел посвящен фотографии. Представлены уникальные снимки с выступления поэта на 50-летии музея-квартиры А. С. Пушкина на Мойке, 12, портреты его друзей и наставников, Беллы Ахмадулиной, Александра Володина, Александра Кушнера, Константина Паустовского, Исаака Шварца, каждому из которых Окуджава посвятил стихотворные строки.
Часть экспозиции расскажет о «ленинградском периоде» творчества поэта, который рассматривается довольно редко в связи с восприятием Окуджавы как московского автора. Именно Ленинград, куда он переехал на несколько лет в начале 1960-х годов, пробудил у поэта интерес к созданию исторической прозы. Николаевский Петербург 1840-х — 1850-х годов — место действия его первого исторического романа «Путешествие дилетантов».
Отдельного внимания заслуживают копии фотографий и произведений графики, предоставленные музеем Булата Окуджавы в Переделкине и домом-музеем композитора Исаака Шварца.
Участники проекта:
Всероссийский музей А. С. Пушкина
Директор Сергей НЕКРАСОВ
Государственный мемориальный музей Булата Окуджавы в Переделкине
Директор Ольга ОКУДЖАВА
Культурный центр «Дом Исаака Шварца»
Директор Антонина НАГОРНАЯ
Руководитель проекта: Ирина ЩЕПЕТКОВА
Куратор проекта: Алексей ПЫЖИКОВ
Дизайн выставки: Екатерина ОМЕЛЬЧЕНКО
Редактор: Мария КУРАКИНА
Художники: Екатерина ОМЕЛЬЧЕНКО, Егор ПЕТРОВ, Алексей ПЫЖИКОВ
PR-сопровождение выставки: Елена ЗЫРЯНОВА
Реставраторы: Мария БОБЫКИНА, Анна КИСЕЛЕВА, Анна ТАЛЛИНА
Особую благодарность за поддержку проекта выражаем Государственному мемориальному музею Булата Окуджавы в Переделкине и лично директору Ольге Окуджава, Культурному центру «Дом Исаака Шварца» и лично директору Антонине Нагорной, композитору Александру Джигиту, художнику Егору Петрову, художнику по костюмам Анне Некрасовой, сотрудникам Всероссийского музея А. С. Пушкина: ведущему специалисту по выставочной работе Тамаре Мишиной, библиографу Наталье Мелединой, хранителям музейных предметов Елене Введенской, Оксане Каяндер, Татьяне Павловой, Яне Пономаревой, Александре Пуковой, Галине Румянцевой, Елене Субботиной.
С 7 мая вход на выставку по единому билету Музея-усадьбы Г. Р. Державина, либо по билету на выставку.