Всероссийский музей А. С. Пушкина | Выставка «Пушкин, не уходи»
Главная » Выставки » Архив выставок

Выставка «Пушкин, не уходи»

28 мая – 30 августа


Музей-усадьба Г. Р. Державина, залы 2-го этажа Восточного корпуса

Выставка посвящена 100-летию со дня рождения Владимира Сергеевича Васильковского — художника-универсала, в чьем творчестве гармонично сочетались архитектура, графика, керамика, но стержнем которого всегда была классическая европейская и, главным образом, петербургская архитектурно-художественная традиция.

Многие петербуржцы видят произведения Васильковского каждый день — круглая часовня церкви Рождества Иоанна Крестителя на Каменном острове, Итальянский мостик на канале Грибоедова и многие другие.

Еще одной страстью его жизни была литература. Художнику, по его словам, всегда было «легче изобразить, чем рассказать», но рисуя, он наслаждался беседой с Пушкиным, Гоголем, Франсом, Боккаччо. Но особенно с Пушкиным.

Произведения Васильковского сложно назвать иллюстрациями. В этом признавался и сам мастер: «Я хочу сразу оговориться: я не иллюстрирую Пушкина. Я точно знаю, что не могу иллюстрировать Пушкина. Я рисую по поводу Пушкина. И в этом смысле пользуюсь некоторой свободой. Я могу рисовать, отвлекаясь от действий Пушкина».

Можно сказать, что не пушкинская тема проходит через все творчество Васильковского, а художник проживает свою жизнь вместе с Пушкиным. В 1960-е годы он начинает с портрета на фарфоре «Пушкин-лицеист» и заканчивает в конце 1990-х акварелью «Пушкин старик». Кажется, что Васильковскому каким-то чудом удалось стать современником поэта и познакомиться с его друзьями и любимыми женщинами, побывать в царскосельских парках, а вернувшись, рассказать обо все людям нашего времени. Рассказать правдиво, точно, необыкновенно изящно, легко, по-пушкински остроумно.

В пересказе Васильковского нам остались многие произведения поэта: «Пиковая дама» (1997), «Арап Петра Великого» (1999), «Цыганы» (1997), «Бахчисарайский Фонтан» (1990-е), «Пир во время чумы» (1995), «Скупой рыцарь» (1997), он создал серии работ к роману в стихах «Евгений Онегин» (1980-е) и к повести «Капитанская дочка» (1981).

«Капитанская дочка» написана Пушкиным от лица Гринева. Владимир Сергеевич сделал замысловатый и остроумный ход: героев повести он изобразил в стиле портретов, написанных крепостными безымянными художниками XVIII века.

На выставке также представлены графические работы Васильковского к пушкинским произведениям и его фантазии на тему судьбы поэта. Одна из них — «Пушкин, не уходи», на которой идущего по аллее Летнего сада поэта пытается удержать одна из мраморных статуй. Эта работа и дала название выставке.

Васильковский был признанным мастером керамики. Во втором зале экспозиции можно увидеть серию керамических пластов к «Капитанской дочке» (1983). Художник говорил: «Работая над керамикой, я придаю большое значение цвету. Мне кажется, что керамика должна быть очень яркой. Грешно в решении образных задач не использовать ее богатейшие живописные возможности».

Художник оставил после себя богатое творческое наследие и многочисленных благодарных учеников. Один из них — Михаил Андреевич Копылков —бережно хранит и передает молодому поколению художественные заветы своего учителя. Всероссийский музей А. С. Пушкина выражает огромную благодарность за возможность экспонирования «пушкинской» части его коллекции в рамках музейной выставки, также музей выражает признательность коллекционерам Сергею Юрьевичу Астахову и Герману Алексеевичу Александрову за предоставленные ими экспонаты на выставку.


Вход на выставку:

по единому билету — 300 рублей
по билету на выставку —100 рублей
по бесплатному билету — для льготных категорий граждан


Материалы к выставке

Михаил Андреевич Копылков о фарфоровом сервизе «Воспоминания в Царском Селе»


Михаил Андреевич Копылков о серии керамических панно к «Капитанской дочке»