Всероссийский музей А. С. Пушкина | Выставка «Пушкин в культуре русского зарубежья»
Главная » Выставки » Выездные выставки

Выставка «Пушкин в культуре русского зарубежья»

31 октября 2024 – 26 января 2025


Дом русского зарубежья им. Александра Солженицына

На юбилейной выставке, посвященной русскому гению и его роли в «Зарубежной России» развернута литературная, философская, художественная пушкиниана эмиграции как одно из проявлений ее духовной миссии и служения России «вне России». Показано объединение русской послереволюционной эмиграции вокруг Пушкина как символа русской культуры.

Основу юбилейной выставки, связывающей имя национального поэта и культуру русской послереволюционной эмиграции, составляют раритеты (документы, картины, предметы искусства и быта) из собрания Всероссийского музея А.С. Пушкина. Целостный визуально-содержательный ряд дополняют многообразные материалы из архивно-музейных фондов Дома русского зарубежья – книги, автографы, пушкинские сувениры разных эпох.  

Пушкинская Россия. Первая мировая война, а затем революционные потрясения в России оборвали бурное цветение национальной культуры. В художественной культуре Серебряного века обращение к Пушкину было постоянным источником вдохновения; после установки в Москве в 1880 г. памятника поэту его творчество, его личность широко входят и в массовое сознание, а столетие Пушкина в 1899 г. отмечается как всенародный праздник. Не случайно И.С. Шмелев, отец которого занимался установкой трибун для открытия памятника поэту на Тверском бульваре напротив Страстного монастыря, сравнил оставленную эмигрантами Россию с пушкинской Татьяной.  

После революции 1917 г. в результате Гражданской войны и массового беженства из страны сложился уникальный цивилизационный феномен – «Зарубежная Россия». Среди эмигрантов оказались и выпускники Царскосельского лицея разных лет, и потомки великого русского поэта. В широком смысле потомками Пушкина ощущали себя все представители русского зарубежья. Память, традиции, идеалы, язык – все было освящено именем национального гения. Пушкин в эмиграции – символ национального единства, гордость за историю России, вера в ее будущее. Пушкин – это общее наследие, общий великий предок. С 1924 г. День русской культуры, объединявший всё русское рассеяние, отмечался в день рождения Пушкина и был освящен его именем. Пушкин жил в сознании каждого русского человека, без различия возраста и званий, в каждом уголке, куда бросила судьбина: целый мир – чужбина, отечество – Пушкин. 

В разделе «Лицей после лицея: царскосельские выпускники в эмиграции» экспонируются реликвии из собрания музеев: памятные знаки и медали, жетоны выпускников Царскосельского (Александровского) Лицея. Их стихи, написанные на годовщину 19 октября в разные годы, станут лейтмотивом к рассказу о Пушкинской России в эмиграции. 

Свою миссию русская эмиграция видела в сохранении культурной преемственности. Русский язык – язык Пушкина – становился главной святыней, и печатный станок работал во всех странах мира, выпуская книги на русском языке. Богатейшее книжное собрание Дома русского зарубежья представляет на выставке пушкиниану и пушкинистику русского зарубежья. История неразрывна с географией рассеяния – Париж, Берлин, Харбин, Прага, Белград, Сан-Франциско… Пушкин издавался везде и везде был востребован.  

Пожалуй, самый значительный вклад в мировую пушкиниану внесли русские художники-эмигранты. За рубежом они обращаются к книжной графике, иллюстрируя издания не только на русском, но и на иностранных языках – Пушкин, в том числе благодаря переводчикам-эмигрантам, приходит к читателям разных стран. Книжная иллюстрация достигает в пушкинских изданиях зарубежья небывалой художественной силы и насыщенности – словно обратившись к Пушкину, художники русской эмиграции проносят с младенчества знакомые образы через бурю войн, революций, скитаний… Целая плеяда имен представлена на юбилейной Пушкинской выставке: И. Билибин, М. Добужинский, А. Бенуа, В. Масютин, В. Зворыкин, В. Даувальдер… 

Востребованы были русские художники и как декораторы, оформляющие спектакли и фильмы. Только «Капитанскую дочку» экранизировали несколько раз и на разных языках, под разными названиями, с русскими актерами! Немногое сохранилось от тех фильмов и спектаклей, но уцелевшие эскизы, афиши, рецензии раскрывают сценическое воплощение пушкинских образов в зарубежье. Среди самых ярких работ «Пиковая дама» и «Борис Годунов» В. Шухаева, создателя одного из интереснейших портретов Пушкина, который также украшает экспозицию. 

И.А. Бунин в первых строках повести «Митина любовь» (1925) удивительно точно уловил всеобщее стремление эмиграции к национальному гению: «Вдали с благостной задумчивостью высился Пушкин…» Проза и поэзия русского зарубежья пронизаны пушкинскими образами, озарены его личностью. Н. Берберова попыталась написать киносценарий, перенеся на французские нравы сюжеты и образы «Повестей Белкина». Автор «Стихов к Пушкину» М.И. Цветаева писала их и по-французски. «Пушкинские» автографы обеих представлены на выставке, так же как и автографы богослова А.В. Карташева, философа Н.А. Бердяева, председателя американского Пушкинского общества Б.Л. Бразоля, выпускника Царскосельского (Александровского) Лицея, государственного деятеля, а в эмиграции директора школы «Александрино» в Ницце для детей эмигрантов из России А.Н. Яхонтова… Не самый заметный, но бесценный для науки экспонат: первая в Испании работа о Пушкине – разумеется, «Каменном госте» – также принадлежит перу эмигранта из Россиию. 

Писатели русского зарубежья становились пушкинистами, как например, В.Ф. Ходасевич и В.Н. Набоков. В эмиграции работали профессиональные пушкинисты, такие как М.Л. Гофман, публикатор наследия поэта, А.В. Тыркова-Вильямс выпустила двухтомную «Жизнь Пушкина», над которой работала несколько предвоенных и послевоенных десятилетий (будет представлен французский перевод биографии поэта с авторской правкой). Пушкинистом стал на некоторой время и П.Н. Милюков, бестрепетно подверставший в книге «Живой Пушкин» (1937) историко-политические воззрения поэта к собственным взглядам на революционное развитие России. Но самым главным адептом Пушкина, собирателем, хранителем и издателем его наследия оказался в эмиграции С.М. Лифарь. Артист балета, Серж Лифарь собрал одну из самых интересных в Европе российских библиотек, особое место в которой занимала пушкиниана. Ее самым дорогим сокровищем были оригиналы писем поэта к Наталье Гончаровой. Их издание было осуществлено в 1936 г. в Париже. 

К столетию со дня гибели Пушкина в 1937 г. именно С. Лифарь инициировал создание трансатлантического Пушкинского комитета, а организованная им в парижском зале Плейель выставка, где были представлены пушкинские реликвии, портреты и редкостные образцы русского прикладного искусства, явила Франции и миру Пушкинскую Россию. Долгое служение Пушкину ознаменовалось передачей рукописных и художественных сокровищ в Россию. Особый раздел выставки посвящен тому, что сам Лифарь называл «Моя зарубежная Пушкиниана». И разве не трогательно будет посетителям московской выставки увидеть, через какую занавеску смотрел на Мойку в последние годы своей жизни Александр Сергеевич… Разделенный его вдовой между четырьмя детьми, шелковый лоскут путешествовал по разным странам, вернулся благодаря Лифарю на родину поэта и станет занавесом к миру «зарубежного» Пушкина. 

Пушкинские торжества 1937 г. прошли в 42 государствах и 231 городе мира. Об этих днях протрубили все газеты русского зарубежья, сохранив для потомков проникнутый Пушкиным дух времени, отчеты о мероприятиях, публикации, фотографии. Брошюры, программы, афиши – включая самую главную, созданную и подписанную Жаном Кокто для зала Плейель, – снимки, сувениры: этот раздел станет выставкой о выставке, оммажем С. Лифарю и его сподвижникам, благодаря которым Пушкин побывал в Париже и шагнул в мир. 

Документальный фильм о потомках Пушкина, живущих за пределами России Документальный фильм о потомках Пушкина, живущих за пределами России будет демонстрироваться в залах выставки в течение всего срока ее работы.Великими людьми потомки Пушкина не стали, но те великие истины, которые Пушкин заронил в каждое русское сердце – долг и честь, – для носителей пушкинского гена всегда оставались нравственным абсолютом, в России и за ее пределами. Документальный фильм о зарубежных Пушкиных вдохновлен и создан С.М. Некрасовым, много десятилетий руководившим Всероссийским музеем А.С. Пушкина, а в юбилейный год ставшим его президентом.