Всероссийский музей А. С. Пушкина | Выставка «Они сражались за Родину!»
Главная » Выставки » Архив выставок

Выставка «Они сражались за Родину!»

4 июня — 30 августа


Музей-усадьба Г. Р. Державина, залы 1-го этажа Западного корпуса

На выставке, открывающейся в год 80-летия начала Великой Отечественной войны, представлены работы шести авторов – фронтовиков: скульпторов М. К. Аникушина и Г. Д. Гликмана, художника Е. Е. Моисеенко, графиков В. М. Звонцова, В. Г. Старова и В. Г. Борисковича.

Война круто изменила их судьбы, она не могла не оставить след и в их творчестве. В 1941 году только Борискович успел сформироваться как художник, остальные ушли на фронт из учебных заведений; самому молодому – Володе Старову – едва исполнилось 17 лет.

В мирной послевоенной жизни их отличала искренность и открытость, они не жаловали чиновников и официоз, охотно передавали секреты своего мастерства молодым художникам, ценили тишину и умиротворенность природных ландшафтов среднерусской полосы. И еще их объединяла любовь к А. С. Пушкину. Они относились к поэту как к своеобразному камертону и в творческих исканиях, и в человеческом самостоянии. Не случайно размышляя о том, чем ему дорог Пушкин, М. Аникушин, начавший войну в 1941 году под Ленинградом и закончивший ее в 1946 на Дальнем Востоке, сказал: «Он погиб еще очень молодым человеком, но на все общечеловеческие вопросы, которые мы могли бы ему задать, он ответил так точно и так глубоко, как никто другой». Аникушин обрел всенародную славу благодаря скульптурным портретам А. С. Пушкина. На выставке можно увидеть модели памятников и вполне завершенные работы, а также эскизы, по которым можно судить о том, как воплощался в материале замысел мастера. Напряженная работа зафиксирована и в его черновых, случайно уцелевших карандашных рисунках, сделанных на клочках бумаги. Они воспринимаются как непрерывный диалог с поэтом, увиденным в разных его состояниях и настроении.

Среди многочисленных рисунков скульптора есть один, наполненный для нас особым смыслом. На одной стороне небольшого листа карандашом сделан набросок портрета Пушкина, а на обратной – изображен воин в каске. Возможно, эти два таких далеких друг от друга мотива сосуществовали в творческом сознании скульптора: он одновременно готовился к созданию очередного пушкинского памятника и работал над проектом мемориала «Героическим защитникам Ленинграда».

Переживший окружение и ад концентрационных лагерей Евсей Моисеенко любил рисовать яблони. Под одной из них он и изобразил поэта на картине «Пушкин. Осенняя пора». И невольно вспоминается фраза из записок завершившего войну в Берлине Василия Звонцова: «Я шел по земле, только что отбитой у противника. Вспаханная траншеями и взрывами земля была черной, страшной под ярким и теплым солнцем. И вдруг на склоне неприметной, черной, как все вокруг, высотки я увидел яблоню. На войне как на войне – и яблоня изранена, осколки в коре, ветви поломаны, но она цела!».

Сам Звонцов – тонкий и лиричный график – работал над пейзажами пушкинских мест, они привлекали его в любое время года. Об этом свидетельствует серия его офортов и четыре вида Михайловского, выполненные нежной китайской тушью.

Пушкинские Горы были местом притяжения и для бывшего артиллерийского разведчика Владимира Старова. Каждая его акварель – это признание в любви родным для Пушкина пейзажам. Совсем в другой экспрессивной манере выполнен его графический цикл, посвященный судьбам декабристов. В нем запечатлены напряженные моменты противостояния бунтовщиков и власти – смертельной схватки и оплакивания погибших.

Об умирающем поэте размышлял и бывший командир огневого взвода Г. Гликман, но все-таки больше его увлекал образ юного Пушкина. Скульптор как будто стремился увидеть в лицеисте будущего гения, как разглядел его когда-то «старик Державин».

В. Борискович больше известный как театральный художник, в том числе оформлявший оперные спектакли «Пиковая дама» и «Евгений Онегин», на выставке представлен менее известными работами – пейзажами из серии, посвященной паркам Царского Села, и эскизами открыток «Петербург времени Пушкина» - города, который он защищал на Ораниенбаумском пятачке.

Вход на выставку:
по единому билету — 300 рублей
по билету на выставку —100 рублей
по бесплатному билету — для льготных категорий граждан