Всероссийский музей А. С. Пушкина | Выставка «”Русская тема” в гравюрах Ж.-Б. Лепренса»
Главная » Выставки » Архив выставок

Выставка «”Русская тема” в гравюрах Ж.-Б. Лепренса»

21 марта — 14 апреля


1 зал Литературно-монографической экспозиции «А.С. Пушкин. Жизнь и творчество»

На выставке будут представлены работы французского художника из фонда печатной графики, включая произведения, выполненные в технике лависа.

Работы французского художника Жана-Батиста Лепренса (Jean-Baptiste Le Prince, 1734-1781) составляют особый раздел в коллекции фонда печатной графики. В истории мирового изобразительного искусства он известен благодаря первоклассным живописным работам на «русскую тему» и многочисленным гравюрам, которые в еще большей степени способствовали увлечению сюжетами из русской жизни в среде западноевропейских ценителей и собирателей.

После нескольких лет ученичества у видного представителя французского рококо Франсуа Буше (1703-1770) Лепренс посетил Италию. С 1757 по 1762 год молодой художник проживал в России, куда был приглашён для оформления интерьеров Зимнего дворца для императрицы Елизаветы Петровны. Среди официальных заказчиков числилась и будущая императрица Екатерина II, для которой художник написал несколько картин, получив вознаграждение в 700 руб. (по сведениям, опубликованным Д.А. Ровинским в «Подробном словаре русских граверов XVI-XIX вв.»)

За пять лет своего пребывания в России Лепренс сделал огромное количество натурных зарисовок. Часть из них легла в основу живописных произведений художника. По возвращению во Францию он выставил в парижском салоне картину «Русские крестины» (1765 г., Франция, Лувр, INV 7331). Вскоре последовало официальное признание — избрание Лепренса в действительные члены французской Королевской Академии живописи и скульптуры. Искушенная французская публика отнеслась к произведению весьма благосклонно, а следующие работы художника, экспонируемые в салонах, удостаивались похвалы самого Д. Дидро (1713-1784).

Неподдельный интерес к «русской теме» вдохновил Лепренса на дальнейшую ее популяризацию, и большую часть своих рисунков он переводил в гравюру. Более 150 работ составили несколько серий офортов, где многочисленные торговцы, священнослужители, военные, представители разных народностей были изображены в национальных костюмах с привязкой к определенной обстановке или пейзажу. На выставке будут представлены отдельные листы из сюит конца 60-х гг. XVIII столетия.

Многочисленные рисунки Лепренса послужили иллюстрациями для книги Шапп д’Отроша «Путешествие в Сибирь по приказу короля в 1761 году...», которая вышла в Париже в 1768 году. Почти 70 лет спустя А.С. Пушкин писал о ней в небольшой заметке для статьи, намеченной для журнала «Современник»: «В числе иностранцев, посетивших Россию в прошедшем столетии, Шапп д’Отрош заслуживает особенного внимания [...] В 1768 году аббат напечатал свое путешествие, которое смелостию и легкомыслием замечаний сильно оскорбило Екатерину, и она велела Миллеру и Болтину отвечать аббату». Ответ был опубликован спустя два года в книге «Антидот», которая имела подзаголовок — «Разбор дурной, но великолепно напечатанной книги под заглавием «Путешествие в Сибирь...» В ней опровергались слова французского исследователя, резко критиковавшего российскую действительность.

Диаметрально противоположное настроение имеют исполненные Лепренсом рисунки — они проникнуты симпатией к изображаемому русскому быту. Непритворный интерес и искреннее очарование русскими традициями были несвойственны большинству представителей европейского Просвещения. Произведения Лепренса в жанре типажей и костюмов отличаются высокой степенью достоверности. Но в интерпретации художника повседневная жизнь русского народа была представлена с некоторой долей отвлеченности, даже театрально, на манер галантных сцен, что вполне укладывалось в стиль рококо, ярким представителем которого Лепренс и являлся.

Рокайльные мотивы присущи гравюрам на «русскую тему», исполненным в печатной технике лависа. Это одна из разновидностей офорта, которая была изобретена художником для максимально естественной имитации акварельного рисунка. Подобный эффект достигался следующим образом: на поверхности медной пластины офортной иглой прорезались линии и контуры основных тональных пятен рисунка, с помощью кисти наносилась кислота для передачи тона, при чем процедура повторялась несколько раз для создания различных градаций тональных пятен (в старинном лависе XVIII века тональная шкала невелика, современная техника несколько изменилась). Краску для печати художник предпочитал двух вариантов — цвета бистра (коричневый пигмент) или китайской туши (черной акварельной краски) — для большего сходства с рисунком.

Особая выразительность свойственна пейзажам Лепренса в технике лависа. «Русская тема» звучит в них несколько гротескно, напоминая экзотическую сказку, балансирующую на грани реальности и фантазии. На выставке посетители смогут увидеть несколько гравюр, исполненных в этой весьма редкой технике.

Посещение выставки — по входному билету в музей.

Экскурсия по выставке - 10 апреля в 15:00