Всероссийский музей А. С. Пушкина | Выставка «Пушкин и театр»
Главная » Выставки » Выездные выставки

Выставка «Пушкин и театр»

18 декабря 2024 года – 23 февраля 2025 года


Сахалинский областной художественный музей

Каждый экспонат, представленный на выставке, рассказывает свою историю, в которой переплетаются человеческие судьбы и художественные замыслы.

А. С. Пушкин с детства был знаком с представлениями домашнего театра. После выхода из Лицея смотрел спектакли, поставленные на профессиональной сцене. Часто проводил время на «чердаке Шаховского» — в квартире директора императорских театров, где после вечерних спектаклей собиралась театральная богема Петербурга. Результатом приобщения к миру кулис стала написанная в 1820 году статья «Мои замечания об русском театре». В ней молодой Пушкин дал точные характеристики современного театрального процесса и особо остановился на творчестве великой русской актрисы Екатерины Семеновой. Находясь в южной ссылке, он посещал оперный театр в Одессе, позже бывал в театрах двух столиц. В стихотворных строчках и письмах поэта можно найти немало отсылок к именам современных ему драматургов и актеров.

Однако с возрастом поэт охладевает к театральному искусству («Балеты долго я терпел, / Но и Дидло мне надоел», — делится автор с читателями романа в стихах «Евгений Онегин»). В восторженном зрителе просыпается драматург, намного опередивший свое время и по глубине поднятых в произведениях тем и в выборе драматургической формы. Вызовом клишированным законам тогдашнего театра стало появление в 1825 году «Комедии о настоящей беде Московскому государству, о царе Борисе и о Гришке Отрепьеве» (первоначальное заглавие трагедии «Борис Годунов»). К этому времени относится знаменитое высказывание поэта в письме к А. А. Бестужеву: «Драматического писателя должно судить по законам, им самим над собою признанным». В печати «Борис Годунов» появился только в 1831 году после сложной переписки с личным цензором — императором Николаем I. И только в 1876 году состоялась премьера спектакля на драматической сцене с исключением нескольких эпизодов пьесы (запрет выводить на сцену священнослужителей действовал до 1917 года).

При жизни Пушкина в 1832 году зрители смогли увидеть только одну из «Маленьких трагедий» — «Моцарта и Сальери», да и то в виде «пьесы для съезда карет». В то время театральный вечер обычно состоял из трех представлений: упомянутой «пьесы» (чтобы те, кто уже оказался в театре, не скучали в ожидании опаздывающей публики), собственно основного спектакля и водевиля. Отдельные сцены из пушкинских драматических произведений актерам удавалось протащить на сцену благодаря своим бенефисам. На 1 февраля 1837 года в Александринском театре была назначена премьера «Скупого рыцаря», но спектакль отменили в связи со смертью драматурга, пушкинская «маленькая трагедия» была заменена на французский водевиль с символичным названием «Сцепление ужасов».

Произведения, написанные Пушкиным для театра, сложно пробивали себе дорогу на сцену, зато при жизни поэта с успехом шли многочисленные приспособления его поэм «Руслан и Людмила», «Кавказский пленник» и «Бахчисарайский фонтан», повести «Пиковая дама». А. С. Грибоедов писал в письме П. А. Вяземскому: «Шаховской занят перекройкой „Бахчисарайского фонтана“ в 3 действиях с хорами и балетом, он сохранил множество стихов Пушкина, и всё вместе представляется в виде какого-то чудного поэтического салада». Получившееся театральное произведение шло на сцене под названием «Керим-Гирей, крымский хан».

Как бы ни были популярны эти переделки, золотой век театрального Пушкина начался уже после его смерти благодаря постановке оперных спектаклей. Первым таким музыкальным переложением стала опера А. С. Даргомыжского «Русалка» (1848) по одноименной поэме. Затем последовали триумфальные представления шедевров оперного искусства: «Каменный гость» А. С. Даргомыжского, «Руслан и Людмила» М. И. Глинки, «Моцарт и Сальери», «Сказка о золотом петушке» и «Сказка о царе Салтане» Н. А. Римского-Корсакова, «Пир во время чумы» Ц. А. Кюи, «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» П. И. Чайковского, «Борис Годунов» М. П. Мусоргского.

Достижения же в драматическом театре были более скромными, что дало основание для мнения о несценичности произведений поэта. В профессиональный среде споры продолжаются и сейчас, возобновляясь с каждым вновь поставленным спектаклем. И это значит, что пушкинская драматургия не оставляет режиссеров и зрителей равнодушными и давно существует в нашей жизни как неотъемлемая часть культурного кода.

Во Всероссийском музее А. С. Пушкина хранятся эскизы декораций и костюмов к постановкам по пушкинским произведениям, которые выполнялись на протяжении второй половины XIX — ХХ века знаменитыми сценографами. В экспозицию вошли работы 28 театральных художников. Мы начинаем рассказ с инсценировок первой пушкинской поэмы «Руслан и Людмила». В ней все пропитано духом театра. И в поэтическом описании замка Черномора можно найти отсылки к оформлению современных Пушкину волшебных балетов Дидло с их подвесными садами и другой «волшебной» машинерией. Самые ранние из представленных эскизов — живописные работы А. А. Роллера, выполненные в 1842 году для постановки «Руслана и Людмилы» в Большом Каменном театре Петербурга. В 1870–1880-х годах над воплощением этого произведения на сцене Мариинского театра трудились декораторы В. Э. Гартман, М. М. Шишков, М. И. Бочаров, Е. П. Пономарев. Поэма «Руслан и Людмила» представлена на выставке и образцом очень распространенной в начале ХХ века детской забавы — картонажным театром (издание типографии Вильде, Москва, 1901).

В начале ХХ века И. Я. Билибин, уже обретя свой неповторимый стиль, приступил к оформлению пушкинских спектаклей, одновременно работая и как иллюстратор книги. На выставке представлен его эскиз декорации к опере «Руслан и Людмила», выполненный в 1913 году для постановки режиссера А. А. Поплавского в театре при Народном доме императора Николая II в Петрограде. В декорациях Билибина шла и опера Н. А. Римского-Корсакова «Золотой петушок», премьера которой состоялась в 1909 году в Москве силами артистов Оперного театра Зимина под управлением дирижера Э. Купера на сцене Театра Солодовникова. В 1914 году в Париже был поставлен спектакль, жанр которого его авторы дирижер Пьер Монтьё и хореограф Михаил Фокин определили как «опера-балет». Он появился во время увлечения так называемым «синтетическим театром», органично соединяющим в одном представлении разные виды театра. Художником спектакля стала яркая представительница русского авангарда Н. С. Гончарова. Для нашего музея работы Гончаровой ценны еще и тем, что ее дедом был племянник Натальи Николаевны Пушкиной.

Драма «Борис Годунов» неоднократно ставилась и на драматической сцене, и в оперном театре. На выставке представлен эскиз декорации работы М. Бочарова к постановке оперы М. П. Мусоргского 1874 года в Мариинском театре. Дирижировал Э. Ф. Направник, главные партии исполнили И. А. Мельников (Борис), О. А. Петров (Варлаам), Ф. П. Комиссаржевский (Самозванец), Ю. Ф. Платонова (Марина).

Оперной постановкой «Бориса Годунова» с участием Ф. И. Шаляпина открылись в 1908 году Дягилевские сезоны в парижском театре «Гранд-опера». Опера Мусоргского стала первым спектаклем новой русской антрепризы, покорившей взыскательную европейскую публику. С. П. Дягилев привлек к работе режиссера А. А. Санина, художников А. Я. Головина, К. Ф. Юона, А. Н. Бенуа и Е. Е. Лансере. В воспоминаниях балетмейстер С. М. Лифарь приводит слова Дягилева о премьере: «Париж был потрясен. Публика в холодно-нарядной Опера переродилась: люди взбирались на кресла, в исступлении кричали, стучали, махали платками, плакали в несдержанно-азиатском, а не в сдержанно-европейском восторге. Русский гений завоевал столицу мира и весь мир». На выставке показаны эскизы декораций к этому легендарному спектаклю в исполнении Головина и Юона.

Через три года была осуществлена не менее запомнившаяся зрителям постановка оперы Мусоргского на сцене Мариинского театра в Петербурге. Авторами спектакля стали Вс. Э. Мейерхольд и А. Я. Головин. Заглавную партию снова исполнил Ф. И. Шаляпин. После одного из представлений он поднялся в мастерскую Головина и позировал в костюме и гриме Бориса Годунова. Сегодня этот портрет актера в роли хранится в Государственном Русском музее.

Свидетельства еще одной интересной постановки «Бориса Годунова», но уже на сцене драматического театра — зарисовки актеров в ролях, выполненные художником-мультипликатором Ю. С. Клепацким после просмотра спектакля в Центральном детском театре. Премьера спектакля, поставленного начинающим тогда режиссером Анатолием Эфросом, состоялась в 1957 году.

Повесть «Пиковая дама» стала популярной в петербургском обществе сразу после выхода из печати в марте 1834 года. «Моя „Пиковая дама“ в большой моде. Игроки понтируют на тройку, семерку и туза. При дворе нашли сходство между старой графиней и кн. Натальей Петровной и, кажется, не сердятся...», — записал поэт в дневнике. Наибольшее признание публики это творение Пушкина получило благодаря музыке П. И. Чайковского. На выставке представлены материалы наиболее интересных ее постановок. Так в 1908 году сценограф Ф. Ф. Федоровский участвовал в создании спектакля в Опере Зимина (Москва). В 1925 году в Русской частной опере (Париж) состоялась премьера «Пиковой дамы» в оформлении В. И. Шухаева, который несколькими годами ранее выполнил иллюстрации к повести для Парижского издательства «Плеяда». В начале 1930-х годов опера с успехом шла в Большом театре (Москва). Оформление к этому спектаклю принадлежит В. В. Дмитриеву — известному сценографу, ученику К. С. Петрова-Водкина.

На выставке представлен сценический костюм артиста балета Николая Цискаридзе, который исполнил партию Германа в постановке «Пиковой дамы» знаменитого французского хореографа Ролана Пети на музыку 6-й симфонии П. И. Чайковского. Декоратором спектакля стал французский архитектор Жан Вильмотт, дизайн костюмов принадлежал Луизе Спинателли. Несколько лет назад ректор Академии русского балета им. А. Я. Вагановой Н. М. Цискаридзе подарил музею свой сценический костюм. При его подробном музейном описании выяснилось, что на подкладке одной туфли рукой артиста черной шариковой ручкой написано: «Господи, спаси и сохрани!» и дата премьеры спектакля «06.06.2014».

Опера П. И. Чайковского «Евгений Онегин» вошла в золотой фонд мировой оперной классики. С традиционным для Императорского театра оформлением спектаклей можно познакомиться, обратившись к эскизам костюмов Е. П. Пономарева к постановке 1884 года в Мариинском театре (Санкт-Петербург). С конца XIX и на протяжении всего ХХ века опера «Евгений Онегин» не сходила с афиш музыкального театра. Можем только догадываться — под впечатлением от пушкинского романа в стихах или от увиденных театральных постановок в 1901 году И. Е. Репин написал картину «Евгений Онегин. Дуэль Онегина с Ленским». Напряжение драматургического действия, отраженное в этом живописном полотне, дало возможность включить его в театральный контекст выставки.

В довоенном Ленинграде с большим успехом шла опера «Евгений Онегин» в Оперной студии Консерватории в постановке К. А. Алешина. Премьера спектакля в оформлении В. Г. Борисковича состоялась к 100-летнему юбилею со дня смерти поэта в 1937 году. Победный май 1945 года отметили премьерой в Ленинградском театре оперы и балета имени С. М. Кирова. Сценографом спектакля стала художница Т. Г. Бруни, позже постановка была перенесена в Киевский театр оперы и балета имени Т. Г. Шевченко. Среди интересных материалов выставки эскиз В. И. Шухаева к «Евгению Онегину», поставленному в 1948 году в Тбилисском театре оперы и балета имени З. П. Палиашвили. К этой работе художник приступил, выйдя из сталинских лагерей, куда был отправлен в 1937 году.

Многие годы в Ленинграде — Петербурге работает известный театральный художник И. А. Иванов. В состав выставки вошли эскизы декораций и костюмов к спектаклю «Евгений Онегин», поставленному в 1983 году в Ленинградском театре оперы и балета имени С. М. Кирова. Спектакль стал классикой советского музыкального театра. Его режиссером-постановщиком и дирижером стал Юрий Темирканов, партию Онегина исполнил С. Лейферкус, Ленского — Ю. Марусин, Татьяны — Т. Новикова.

Пушкинские «Маленькие трагедии» имеют не менее яркую сценическую историю. О ней мы начинаем разговор, знакомясь с эскизами декораций к знаменитому «Пушкинскому спектаклю», премьера которого состоялась 26 марта 1915 года в Московском художественном театре в режиссуре и декорациях А. Н. Бенуа при участии В. И. Немировича-Данченко. Сооснователь МХТа К. С. Станиславский исполнил роль Сальери. И хотя актер критически оценивал свою работу, спектакль вошел в историю русского театра как оригинальная попытка объединить три «маленьких трагедии»: «Пир во время чумы», «Каменный гость» и «Моцарт и Сальери».

На выставке экспонируются эскизы костюмов А. Я. Головина к спектаклю «Каменный гость», премьера которого в постановке Вс. Э. Мейерхольда состоялась 27 января 1917 года на сцене Мариинского театра. В музее хранятся материалы и к неосуществленным театральным замыслам. Среди них — эскиз декорации В. И. Шухаева 1936 года к спектаклю «Каменный гость» Ленинградского большого драматического театра имени М. Горького. Постановка готовилась к юбилейному 1937 году, но премьера ее так и не состоялась.

На выставке представлены материалы, относящиеся к спектаклям, созданным по биографии А. С. Пушкина. По ним можно проследить, как воплощался образ поэта в театральных постановках ХХ века. В 1926 году на сцене Александринского театра состоялась премьера спектакля «Пушкин и Дантес» по пьесе В. В. Каменского в режиссуре К. П. Хохлова и оформлении М. З. Левина, в те годы увлеченного идеями конструктивизма. Роль Пушкина исполнил И. Н. Певцов. Моисей Левин стал режиссером «драматического фильма» 1936 года «Путешествие в Арзрум». В работе над кинокартиной участвовал пушкинист и коллекционер И. Зильберштейн, роль Пушкина досталась Д. Журавлеву. На выставке можно увидеть эскиз костюма главного героя.

Большой популярностью у ленинградских зрителей пользовался спектакль Академического драматического театра имени В. Ф. Комиссаржевской «Александр Пушкин» по пьесе Л. С. Любашевского (Д. Дэль). Премьера в режиссуре Б. В. Зона и декорациях М. А. Григорьева состоялась в 1946 году (возобновлен в 1956 г.). В Москве в Драматическом театре имени М. Н. Ермоловой в это время шел спектакль «Пушкин» по пьесе А. Глобы. Событием для театрального Ленинграда стал спектакль «В садах Лицея» в ТЮЗе, поставленный в 1958 году режиссером Л. Ф. Макарьевым по одноименной пьесе Л. С. Любашевского (Д. Дэль), роль Пушкина исполнил Евгений Шевченко.

Создателям выставки хотелось, чтобы образ Пушкина присутствовал в экспозиционном пространстве. Перед нами живописный портрет поэта, написанный художником Карлом Мазером в 1839 году уже после смерти Пушкина по заказу его близкого друга П. В. Нащокина. Павел Воинович сам позировал художнику, облачившись в пушкинский халат, который тот надевал, останавливаясь в московской квартире своего друга. Об их тесном общении напоминает и чернильница с арапчонком первой трети XIX века. Такой же чернильный прибор в конце декабря 1831 года Нащокин подарил Пушкину с запиской: «Посылаю тебе твоего предка с чернильницами, которые открываются и открывают, что он был человек проницательный». Прибор стоял на рабочем столе поэта в кабинете его последней квартиры на Мойке, 12, в Петербурге. Среди привезенных в Южно-Сахалинск реликвий — колокольчик с резной деревянной ручкой, который по легенде принадлежал Пушкину. На внутренней поверхности колокольчика подклеена полоска бумаги с надписью орешковыми чернилами: «Колокольчик китайский из Хивы. Подарок А. С. Пушкину от Загряжского. 16 дня сентября 1833 года». Скорее всего, колокольчик был подарен гражданским губернатором Симбирска А. М. Загряжским, родственником Н. Н. Пушкиной, когда поэт путешествовал по России для сбора материалов о пугачевском восстании.

Каждый экспонат, представленный на выставке, рассказывает свою историю, в которой переплетаются человеческие судьбы и художественные замыслы. Всероссийский музей А. С. Пушкина благодарит Сахалинский областной художественный музей за возможность познакомить посетителей с богатством музейных фондов и поделиться своей любовью к Пушкину и театру.